Ирина КУЛИКОВА
Представьте себе такую картину... Солнце только взошло... Начинается тихое, безветренное утро; вода на Волге спокойна и на ее глади лежит яркая солнечная дорожка. Разве можно не удивиться чуду природы, глядя на светящиеся блики солнца на воде! И как-будто город, близкий, родной, смотрит на тебя из прозрачной глубины. Отражаются контуры башни Сююмбике, улицы темные шапки парков и садов... Над всем этим, как голос давних эпох, символ сегодняшней жизни - Кремль, светлый, из белого камня. Много событий пережил и хранит в памяти своей город Казань: Золотую орду, Ивана Грозного, Пугачева...
Я иду по Адмиралтейской Слободе... Само название уводит нас во времена Петра I, именно здесь, в Кировском районе, было создано Адмиралтейство, и российский флот получал красивые крепкие корабли, построенные в Казани. Сейчас Адмиралтейская слобода - один из старинных уголков истории и культуры города. На одной из улочек слободы жила чудесная красивая женщина, поэтесса Вероника Тушнова, которая так написала про свою "малую родину":
... перед глазами
Старинный пыльный пригород Казани,
Дом в три окошка, где отец мой рос,
А в окнах - шапки огненной герани
(В слободке не выращивали роз).
Вероника Тушнова родилась в Казани, в семье профессора Казанского ветеринарного института Михаила Павловича Тушнова. Дом Тушновых до сих пор сохранился на улице Большой Красной. Здесь она окончила школу, поступила на медицинский факультет Казанского университета. В тридцатые годы семья переехала в Ленинград, где Вероника закончила Медицинский институт и получила диплом врача.
Одно из ее страстных увлечений в эти годы - живопись, она учится в изостудии Дома ученых Ленинграда. Еще она пишет стихи, где вновь и вновь возникают воспоминания детства, проведенного в Казани:
И возникал перед глазами
причал на стынущей воде
и домик в городе Казани,
в Адмиралтейской слободе.
Стихи глубоко лирические, пронизанные переживаниями красоты, любви, страдания, необыкновенно гуманные в своей основе... Перед войной Вероника подает заявление в литературный институт, она была принята, но война разрушила все планы. Вновь судьба забросила в родной город, в эвакогоспиталь. Тушнова уже замужем, ждет вестей от мужа с фронта:
Тревога. Грусть. Приходит почтальон -
ни весточки о милом человеке...
А городок метелью занесен
до самых крыш. И, кажется, навеки.
По воспоминаниям коллег из Казани, Тушнова "не была обычным лечащим врачом. Она бросалась всей душой и силами в судьбу раненного, больного... Она больно обжигалась о человеческие страдания, боль и крик, о незабываемые глаза бойцов. Из этого рождались стихи". Так в стихотворении "Письмо" она пишет про семью раненного солдата:
Что немало горя повидали,
что невзгодам не было конца.
что жену с ребенком расстреляли,
уходя, у самого крыльца.
Личная боль, страдания переплетались с трагедией всей страны. В конце войны появился первый сборник стихов поэтессы "Первая книга". В ней автор продолжает традиции Анны Ахматовой, что было поставлено ей в вину советскими критиками, потому что писала только о своем, глубоко прочувствованном восприятии мира:
Твои глаза... Опять... Опять...
Мне сердца стук
мешает спать.
Не знаю - явь то или бред,
не знаю - был ты или нет,
не вспомнить мне
и не понять!
Твои глаза... Опять... Опять...
Второй сборник стихов "Пути-дороги" вышел только через десять лет. В нем Тушнова рассказывает о людях, встреченных в жизни, в дороге. Читая ее стихи, так и кажется, что все они не только о других судьбах, но о ней самой - о ее невостребованности в жизни, о человечности, о глубокой грусти, о большом счастье:
А знаешь, все еще будет!
Южный ветер еще подует,
и весну еще наколдует,
и память перелистает,
и встретиться нас позовет...
В последующие годы с 1947 по 1965 были опубликованы пять сборников Тушновой. Она много работала над переводами стихов татарских, молдавских, армянских советских поэтов, делала переводы Тагора, чешских и польских авторов. Особенно трепетно работала она со стихами своих земляков Г.Тукая и М.Джалиля, находя духовную близость в их поэзии:
Нет, сильны мы - мы найдем дорогу,
Нам ничто не преградит пути.
Нас, идущих к светлой цели, много,
До нее не можем дойти!
(из переводов М.Джалиля).
В последнем сборнике Тушновой выражается ее любовь к одному, единственному человеку, это чувство сливается с любовью к природе:
Одна сижу на пригорке
Посреди весенних трясин.
...Я люблю глаза твои горькие,
как кора молодых осин.
Говоря о человеческом счастье, Тушнова восклицает:
Сто часов счастья,
чистейшего, без обмана...
Сто часов счастья!
Разве этого мало?
... Я вновь иду по улицам, на которых ходила и Вероника Тушнова. Здесь все знакомо мне с детства. Иду и думаю о Веронике Тушновой, которая когда-то тоже бродила здесь, слушала звуки весенней капели, которые складывались в первые строчки стихов. Здесь она начинала... Именно здесь, в моей Казани, складывался ее поэтический дар. Стихи Тушновой делают мою жизнь добрее, чище, в них столько света и тепла, столько веры в человека! Чудесный и волнующий образ этой женщины-поэта навсегда связан с моим городом.
"Казанские истории", №7-8, 2004
|