История создания | Сергей КОРНИЛОВ, Любовь АГЕЕВА
О необходимости строительства казанской "подземки" впервые публично заговорили в 1979 году, когда родился миллионный житель Казани. Была такая установка - метро строили только в самых крупных городах СССР.
В 1983-м была завершена разработка комплексной транспортной схемы Казани, предусматривавшей и строительство подземки. В 1986-м московский институт "МетроГИПРО-транс" закончил разработку технико-экономического обоснования проектирования и строительства первой линии метро. В 1987 году Москва утвердила этот документ, но уже в 1989-м Совет Министров СССР прекратил финансирование работ по метрополитену в Казани.
Очевидцы острых баталий на страницах газеты "Вечерняя Казань" вспоминают, что специалисты выступили резко против строительства метро: почва у нас особая и потребует тоннелей глубокого залегания, что, естественно, скажется на стоимости строительства. И хотя искушение иметь метро, как в Москве, Ленинграде и соседнем Куйбышеве было большое, в Москве, где в ту пору принимались решения подобного рода, к голосу специалистов прислушались. Итоги конкурса на лучшее название станций так и остались на газетной полосе. Сегодня с ними можно познакомиться на сайте метрополитена.
О метро заговорили, когда Казань стала центром суверенного Татарстана и появился республиканский бюджет, но и ему не по силам была такая стройка. Союзником Казани должна была стать Москва. В 1995 году Правительство России составило список 9 городов, которые в обозримом будущем могут рассчитывать на метро. Казань туда поначалу не вошла. Но в 1996 году руководство республики после долгих переговоров с Москвой добилось включения в Федеральную программу на 1997 год строительства казанской подземки.
Решение о строительстве метро в Казани было принято Президентом России в 1996 году, финансирование проекта началось в 1997 году. 27 августа 1997 года состоялась церемония старта. На площади Тукая появилась ротонда с буквой М, обозначающая место, куда было заложено послание потомкам.
Когда в 1999 году было принято решение о праздновании в 2005 году тысячелетия Казани, метро стало главным предъюбилейным объектом, и по значимости, и по размерам вложения средств. О специфике грунтов в это время уже никто не говорил. То ли грунты улучшились, то ли специалисты изменили о них свое мнение.
Проблемы, проблемы, проблемы...
Но тут обозначилась другая проблема: комбайны с ласковыми именами - "Сююмбике", "Катюша", перемалывающие в темноте тонны земли, привели в движение почву - и начали покрываться трещинами жилые дома и другие объекты, в том числе комплекс Ивановского монастыря неподалеку от Кремля. В технической зоне метро оказалось несколько десятков объектов культурного наследия. Ветку метро планировали проложить под улицей Баумана, но после того, как обнаружилась опасность для этой улицы, ее увели под Профсоюзную. На Профсоюзной, конечно, тоже пришлось укреплять фундаменты многих строений, в том числе и здания церкви Введения и колокольни. И хотя метростроевцы утверждали, что это не их вина, на всякий случай принимались серьезные меры для укрепления почвы по ходу туннелей. К их чести, они всерьез относятся к замечаниям общественности. На сайте Казанского метростроя, например, есть ссылка на критический материал по поводу Ивановского монастыря с сайта Казанской епархии. А там - снимки, на которых без слов понятно, что опасность над церковными зданиями нависла серьезная - котлован был вырыт в 15-ти метрах от построек монастыря. "Казанские истории" писали об этом в первом номере за 2005 год. Не по этой ли причине прекратились работы по реконструкции кинотеатра "Спутник"? |