Вышивка в быту казанских татар | Лилия ЕНЬКОВА — научный сотрудник отдела этнографии ГОМ РТ
Вышивка - один из древнейших и популярнейших видов женского ремесла. С давних времён игла умелых рукодельниц не только помогала мастерить одежду, но и расшивала её орнаментом. Вышивка не требовала сложных приспособлений, обходилась тканью, нитью и иглой и потому была любима народом.
Во внутреннем убранстве татарского дома значительное место занимали вышитые изделия. Старинные образцы их выделяются богатством орнамента и совершенной техникой исполнения. Татарские мастерицы применяли универсальный тамбурный шов, выкладывая цепочкой тончайших петель контуры узоров и заполняя ими внутренние поля.
Татарскую вышивку принято называть «живописью иглой», и в таких изделиях, как намазлыки, занавеси, подзоры, полотенца, она приближалась к своеобразной декоративной картине. Благодаря этим вышивкам-картинам у народа на протяжении многих веков выработалась эстетическая привычка воспринимать висящее на стене красочное изображение как художественную ценность.
Обстановка и убранство татарских домов имели ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, поэтому появились различные занавески и пологи. Изба по линии печи делилась на две половины: большую и меньшую. Занавеска чаршау дополняла картину деления. Её вешали вдоль матицы. В обычное время чаршау отодвигали в сторону, а при посторонних задёргивали. Основу домашней обстановки составляли нары. Сверху их застилали войлоком, постельные принадлежности расстилались на ночь и складывались стопкой на день, а сверху закрывались особым, богато расшитым покрывалом. Во время еды свободная часть нар застилалась вышитой скатертью. Стол стоял у стены, и на нём расставлялась наиболее красивая посуда, которая покрывалась салфеткой. Вдоль передней и боковой стен над окнами вешали занавеску с бахромой - кашага. Она закрывала стену от потолка до верхнего края окна. Во время праздников стены и простенки между окнами украшали вышитыми полотенцами. Также на стены развешивали богато расшитые намазлыки, выглядевшие как пёстрый ковёр.
Наиболее ценные из вышивок годами хранились на дне сундуков и извлекались по большим праздникам. Особенно нарядным дом становился во время свадебных торжеств, всё, что можно занавесить, украшалось вышивками и ткаными изделиями новобрачной. Они свидетельствовали о вкусе и мастерстве юной хозяйки.
Ткань - основа вышивки, а для татарской народной вышивки характерно многоцветье, которое начинается с материала, предназначенного для расшивки. Вышивали на цветном материале, предпочтение отдавалось ярким, насыщенным тонам — зелёному, жёлтому, фиолетовому, красному... Довольно редко вышивка велась по чёрному фону, из всех бытовых предметов лишь намазлыки да коврики были из чёрного сатина, кашемира, сукна. Эти редкие вышивки производят и по сей день впечатление наиболее нарядных — глубокий чёрный фон усиливает звучность контрастных ярких цветов. В отдельных тамбурных вышивках сочетаются более десяти цветов, но даже при употреблении пяти - шести цветов создаётся иллюзия большого разнообразия цвета. Несмотря на множество используемых цветов, вышивки татарских мастериц не производят впечатление излишней пестроты.
Для вышивания использовали кручёный шёлк, овечью шерсть, реже хлопчатобумажные нити. Со второй половины прошлого века широко применялась фабричная шерсть — гарус. Большие изделия часто украшали золотой и серебряной бахромой, шнуром, позументом, блёстками, тонкими полосами атласа, которые укладывали наискосок «ушком».
Орнамент татарской вышивки состоит из растительных и геометрических мотивов. Все они берут своё начало в культуре предков татар. Как свидетельствуют учёные, мотив цветочного букета, столь любимый татарскими вышивальщицами, принимает значение «дерева жизни» с его древнейшей трактовкой. «Дерево жизни» в понимании предков татар - степной куст караганник, источник жизни скота и благополучия человека.
Мотивы садовых цветов: георгины, астры, хризантемы - более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были ближе растения родных лесов, полей, лугов.
Основу почти каждой цветочно-растительной композиции татарской вышивки составляет криволинейно-геометрическая фигура. Например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, отходящими в одну или разные стороны, превращается в популярный мотив «виноградной лозы».
Графика тоже нашла своё отражение в вышивке. Намазлыки, полотенца, наволочки, носовые платки украшались изречениями, посвящениями и добрыми пожеланиями, вышитыми арабскими буквами.
Красотой и древностью орнаментальных мотивов отличаются казанские полотенца, непременные в татарском доме. На старинных полотенцах изображался единый развитый, разветвлённый мотив букета, который располагался во всю ширину конца полотенца. Более поздние полотенца украшались тремя-четырьмя крупными букетами, расположенными волнообразно. Казанские полотенца славились далеко за пределами края. Особым изяществом выделялись полотенца из белого шёлка, вышитые золотно-серебряными нитями. Узор на занавесях и подзорах очень близок к вышивкам на полотенцах. Для намазлыков характерно размещение орнамента, напоминающее арку, пространство над которой заполнялось пышными букетами.
Вышивка очень ярко воплотила своеобразие татарского народа и его эстетические устремления. Она завораживает своим совершенством, будь то старинные изделия либо произведения современных мастериц. |