Тысяча и одна шаль | Светлана БЕССЧЕТНОВА
Страшные узоры История жизни Софья Кузьминых - это квадрат Малевича, вышитый в духе татарского фольклора. Трудно себе представить? Во всяком случае, не труднее, чем русскую до кончика носа женщину, десятилетиями боровшуюся - чаще всего с татарами! - за возрождение в Татарстане татарского народного искусства...
Когда юная Софья, которой прочили карьеру министра и звали в московский институт, закончив художественное отделение швейного училища в Кадоме, в начале 50-х вернулась в Казань, она обнаружила, что в столице Татарии вышивают исключительно крестиком и гладью и по преимуществу украинские гуцулки и русские косоворотки.
- А где же национальные орнаменты? - изумилась свежеиспеченная художница, учителя которой постоянно твердили» что надо заниматься не вышивкой и ковроткачеством вообще, а развивать фольклорные традиции края.
- Татарские орнаменты? Да кому они нужны - дикие да страшные? - искренне поразились ее вопросу старшие товарищи, принадлежащие, кстати, к титульной в республике национальности.
И казанские швейные мастерские, в которых, кстати, тогда не было даже должности художника, продолжали вышивать крестиком. А Кузьминых стала все свободное время пропадать у татарских бабушек и в изомузее, старательно перерисовывая с выставленных образцов незнакомые звериные образы и растительные орнаменты... В конце концов добросердечные музейные служители сжалились и пустили странную девушку в запасники: там, открывая сундук за сундуком, Софья и увидела намазлыки потрясающей красоты. В общем, встреча состоялась, любовь к чужой невостребованной красоте разбила загадочное русское сердце, и с тех пор Кузьминых стала - где бы она ни работала - предлагать для производства вещи, выполненные в национальном татарском духе.
Начальство сразу же замахало руками, но казанские краеведы постепенно приняли Софью в свой узкий круг, и Москве - именно там утверждались образцы новых изделий перед тем, как их запускали в фабричное производство - предложения «новенькой из Казани» неожиданно понравились. Оказывается, во Всесоюзном НИИ художественной промышленности образцов татарского прикладного искусства до этого вообще в глаза не видели...
И тем не менее за каждую свою новую модель Кузьминых приходилось бороться. В отличие от соседей - марийцев и чувашей - Татарский обком партии национальные мотивы отнюдь не поддерживал, но художнице вопреки всему хотелось доказать, что прикладное искусство - тоже искусство...
Парадоксально: в Москве и на международных выставках татарские коллекции Софьи Кузьминых получали дипломы и премии, ее работы забирали в музеи, а в Казани между тем упрямую художницу выживали с фабрики. Причины? Ну, во-первых, все хотели жить спокойно, а тут - постоянно новые (сложные!) образцы. Иногда за изготовление выставочных коллекций Софья Даниловна, платила из собственного кармана, премии же, которые за них получала фабрика, начальство исправно делило между собой, выделяя Кузьминых лишь десятую часть. А однажды, для выставки «Обувь-60», один из комплектов (сумку, ичиги и перчатки) Софья Даниловна раскроила и сшила сама от начала и до конца, использовав в качестве материала обрезки кожи, валяющиеся под верстаками рабочих... Но при всем при этом она никогда не умела быть с начальством «вась-вась». |