13.05.14Минниханов попросил внести ясность в партнерство с бизнесом | Лиля АХКИЯМОВА, Александр ГАВРИЛЕНКО
Сегодня на заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству депутаты рекомендовали к принятию на ближайшем заседании Госсовета сразу во втором и третьем чтениях поправки к закону о государственно-частном партнерстве в республике.
В существующей редакции закон четко не прописывает участие государства в партнерстве с бизнесом, что отпугивало потенциальных инвесторов, считают парламентарии. Эксперты подтвердили, что сегодня бизнес сотрудничает в рамках ГЧП на свой страх и риск.
СОТРУДНИЧЕСТВО С БИЗНЕСОМ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ В БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сегодня на заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству депутаты рекомендовали к принятию на ближайшем заседании Госсовета сразу во втором и третьем чтениях поправки к закону «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан». Как сообщил собравшимся председатель комитета Марат Галеев, в существующей редакции закон работал недостаточно эффективно и президент Татарстана Рустам Минниханов поручил его доработать, особенно в части концессионных соглашений.
Предлагаемыми изменениями конкретизируется участие республики в ГЧП. В частности, предполагается, что Татарстан сможет предоставлять частному партнеру госгарантии и субсидии в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения затрат; предоставлять частному партнеру — юридическому лицу бюджетные инвестиции; выкупать имущество частного партнера в соответствии с соглашением; оплачивать по регулируемым тарифам определенный объем товаров, работ или услуг. Участие Татарстана в ГЧП может быть так же в виде предоставления частному партнеру земельных участков или права владения республиканским имуществом.
Поправку к закону предложил генеральный директор ЗАО «Страховое медицинское общество «Спасение», депутат Геннадий Глушков. Подавляющее большинство соглашений между бизнесом и государством окупается в сроки за пределами года и трехлетнего бюджетного планирования, считает инициатор поправок. Инвесторам необходимы гарантии возврата средств, связанные с возможными изменениями тарифов в эти сроки. Поэтому республика в лице кабмина может заключать с инвестором долгосрочное соглашение, выходящее за трехлетний период бюджетного планирования с тем, чтобы гарантировать инвесторам окупаемость вложенных средств. «В концессионных соглашениях многое зависит от сроков окупаемости, — рассказал Галеев. — У нас бюджетное планирование на год, и максимум на три. Окупаемость выходит за пределы трехлетнего периода, как правило, это может быть и 8, и 10 лет. А тарифы у нас меняются каждый год, мы еще только пытаемся перейти на трехлетнее планирование. Поэтому механизмы компенсации от возможного роста тарифов должны быть прописаны. Теперь мы это законом предусматриваем».
Кроме того, депутаты конкретизировали форму участия и форму соглашения ГЧП. После принятия закона во втором и третьем чтении документ ляжет на стол Минниханову для подписи.
«ПОЧЕМУ ИНВЕСТОРЫ НЕ ИДУТ? ПОТОМУ ЧТО ПРАВИЛА ИГРЫ МЕНЯЮТСЯ ПО ХОДУ»
Представители делового сообщества подтвердили, что сегодня они начинают сотрудничать в рамках ГЧП на свой страх и риск.
Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:
— С государственно-частным партнерством мы запоздали: фактически оно существует, но в подвешенном состоянии. У бизнеса нет стимула делать какие-то проекты вместе с государством, и я надеюсь, что новый закон будет не мертворожденным. Сейчас есть бюрократические проволочки. Допустим, построил частный инвестор приют, но не может его передать ни своему району, ни своему государству — тут много разных «заморочек». Законом о ГЧП активно занималась российская Торгово-промышленная палата, у нас в республике — депутат Радик Ильясов. В законе нужно четко прописать ответственность сторон — и со стороны государства, и со стороны частного инвестора. Чтобы не получилось так, что меняется чиновник — меняются условия. Мы в палате сталкиваемся с тем, что люди на аукционах покупают землю под какой-то инвестиционный проект. А потом оказывается, что городские и муниципальные власти на этот объект накладывают дополнительные условия, которые при покупке на аукционе не были заложены. Почему инвесторы не идут? Потому что правила игры меняются по ходу. Такого быть не должно. Если мы хотим, чтобы деньги частного инвестора работали на государство, должны быть четкие правила игры. Горизонт постоянства должен быть большой. С оптимизмом мы ожидаем принятия закона о государственно-частном партнерстве. Если обязательства государства будут конкретизированы, эффект будет обязательно. ГЧП действовал, но конкретики не было, будем надеяться, что конкретики будет больше. |