28.01.14«Будь здоров!» щекочет нервы конкурентам |
«С точки зрения гибкости, оперативности, жесткости, инициативности, думаю, наши соседи опережают «Риглу», — убежден гендиректор сети «Рациола». — Они лучше знают специфику местного рынка и открывают не одну-две аптеки, а гораздо больше. Например, один из последних «варягов» — пермский дискаунтер «Опека» — открыл сразу восемь точек, поломав некоторые маленькие «сетки» или одиноко стоящие аптеки».
Андреев отмечает, что из местных сетей в Татарстане в лидерах по-прежнему остаются «Сакура», «36,6» и «Казанские аптеки». Если говорить про сети-«варяги», это, конечно, «Фармаимпекс» с «Бережными аптеками» и «Имплозия» со своим франчайзинговым проектом. «К слову, у нас представлены три «сетки» из первой пятерки российских аптечных ритейлеров», — напоминает он. — Это «Ригла», которая с оборотом 10,17 миллиарда рублей по итогам первого полугодия 2013 года занимает в России первое место по продажам. На втором месте — «Имплозия» с оборотом в 9 миллиардов. Четвертое место у федеральной «36,6» (7,45 миллиарда). И на пятом — «Фармаимпекс» с оборотом в 5,5 миллиардов".
«Цель «Риглы» на лидерство в Татарстане я бы поставил под большое сомнение. Это маловероятно, — говорит Андреев. — Никаких особых преимуществ у этой компании, если говорить о технологии работы, нет. Преимущество только одно — финансовый ресурс. Как известно, она входит в группу «Протек» — первого на рынке дистрибьюции лекарственных средств. А деньги дают право на ошибки, минимизируя потери от неверно принятых решений".
Гендиректор «Рациолы» убежден, что «стратегия «Риглы» может опираться только на революцию». «У нее один путь достижения лидерства — купить кого-то из крупных игроков. Такая возможность существует. Вместе с крупной сетью компания получит обученный компетентный персонал и не будет мучиться с проблемой входа в регион», — обрисовал возможный сценарий развития событий он.
7 ЛЕТ НАРУШЕНИЙ
Вместе с тем лидер российского аптечного рынка не завершил выяснение отношений с «Фармаимпексом». Теперь «Ригла» подала в татарстанский арбитраж иск к переименованному по ее требованию оператору ижевской сети — ООО «Аптека Поволжье», требуя свыше 172 млн. рублей компенсации за незаконное использование бренда. В своем заявлении компания напоминает, что именно ей принадлежат исключительные права на товарный знак «Будь здоров!» в 7 классах, включая деятельность аптек. Она активно использует эту марку: под таким названием в различных регионах России сегодня работает около 120 аптечных учреждений. И сеть продолжает развиваться.
ООО «Будь здоров» (ныне — «Аптека Поволжье»), по подсчетам правообладателя, 7 (!) лет (компания была учреждена в 2006 году) нарушало права «Риглы» — получало экономические преимущества, ведь к тому времени бренд был уже раскручен правообладателем. «Ответчик в каждом своем аптечном учреждении незаконно использовал наш товарный знак, — подчеркнула представитель «Риглы» Елена Яресько на судебном заседании. — На вывесках, кассовых чеках и в названии юрлица». Причем, по ее словам, «Фармаимпекс» больше четырех месяцев не исполнял решение суда — не торопился менять имя оператора сети в РТ. С учетом трехлетнего срока исковой давности истец рассчитал компенсацию лишь с ноября 2010 года по май 2013-го, но в двукратном размере, как это позволяет Гражданский кодекс. Расчет строится на том, что ООО «Будь здоров» в свое время получило лицензии на 87 аптек в Татарстане и Марий Эл, и за каждую из них при наличии лицензионного договора ей пришлось бы платить ежемесячно 35 тыс. рублей.
ЕЩЕ НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО?
Но, как выяснилось, не все так просто. Михаил Молчанов, представляющий интересы ООО «Аптека Поволжье», заявил, что его компания иск «Риглы» не признает. «Мало того, в настоящее время у нас есть подписанное руководством истца письмо о снижении исковых требований по данному делу со 172 миллионов до 1,5 миллионов рублей и предложением заключить мировое соглашение», — проинформировал он. |