28.01.14«Будь здоров!» щекочет нервы конкурентам |
По мнению Арнаутова, главное преимущество «Риглы» в том, что она один из сегментов бизнеса ГК «Протек», что «позволяет увеличить продажи за счет собственных брендов. Также компания контролирует соблюдение франчайзинговых договоров и ассортимента аптек».
«На рынке аптечного ритейла Татарстана довольно много игроков, и они знают его значительно лучше, чем «Ригла», — констатирует гендиректор республиканской сети «Аптек 36,6» Артур Уразманов. — Последняя, например, просто не знает, что значит вести бизнес в райцентре, где не более 20 тысяч населения, так как никогда не открывает аптеки в сельских районах. Между тем в нашей республике они составляют немалую долю в общем объеме продаж аптечных сетей, и у нас, и у «Казанских аптек». Если говорить не только о сельских районах, но и о малых по отношению к столице городам, таких как Нижнекамск, Елабуга и Альметьевск, то доля Казани занимает не больше 40 процентов».
«Если «Ригла» считает, что это рынок, который не сформирован до конца, ради Бога, — говорит он. — Для того чтобы хоть как-то противостоять конкурентам, ей потребуются десятки миллионов рублей инвестиций.
Впрочем, думаю, это исключительно популистские заявления и шаги: для того чтобы кого-то ввести в замешательство, рассказать, какие мы большие и великие».
«Если сеть надеется, что ей удастся «откусить» основную долю у сегодняшних лидеров рынка — а это «Аптека 36,6», ГК «Фармаимпекс» и «Казанские аптеки», — не получится, — предвосхищает он. — У нашей компании 85 объектов, не говоря уже о «Казанских аптеках», у которых 90 аптечных учреждений. У «Фармаимпекса» их число вообще перешагнуло за 100. «Ригла» даже голову не поднимет. Не она первая, не она последняя. К нам федеральная «36,6» заходила — дела у нее обстоят не самым лучшим образом, появлялся «Фармакор» — ушел, был «Столетов» — и его уже нет».
При этом Уразманов полагает, что «москвичи, возможно, смогут о чем-то говорить, но и то лишь применительно в Казани, если им удастся провести сделку слияния-поглощения какой-либо крупной компании». «Все аптечные учреждения «Риглы» в крупных регионах работают исключительно потому, что она входила туда путем покупки значимых сетей. Регионов, где эта компания работает на собственных или арендованных с нуля площадях, единицы», — анализирует он.
«Есть ли у этой сети преимущества перед остальными? Если она будет бесплатно лекарства раздавать, то да. Мы прекрасно понимаем, что «Ригла» — это подразделение оптового дистрибьютора «Протек». Она питается оттуда. Сейчас благодаря новому руководству они делают серьезные шаги. Но повторюсь: для того чтобы входить на рынок, иметь серьезную долю, нужно быть очень конкурентно привлекательным по цене. Думаю, в Казани данная компания этого сделать не сможет, так как это ценоориентированный город», — дает свой прогноз Уразманов.
«Тот факт, что «Ригла» сама начала открывать в Татарстане аптеки под брендом «Будь здоров» говорит о том, что она активно развивается. Сейчас это действительно сеть №1, которая работает в 28 регионах и 6 федеральных округах, — отмечает генеральный директор аптечной сети «Рациола» Сергей Андреев. — И такой регион, как Татарстан, конечно же, логично закрепить в своей географии».
«С точки зрения стратегии развития вроде как все логично. Эта логика опирается на совершенно здравые мысли. Но ситуация такова, что у нас в республике это сделать уже трудно — рынок хорошо насыщен. Куда еще можно воткнуться? На каждом перекрестке стоят по две-четыре аптеки», — рассказывает о положении дел он.
По словам Андреева, в Казани это особенно заметно: «Новые точки здесь гораздо более долгое время выходят «на крыло». Да и планка «крыла» опустилась — это раньше считалось хорошо, если средний ежемесячный оборот аптеки составлял 1,5 - 2 миллиона рублей. Сегодня обороты падают — конкуренция оттягивает клиентов».
Он полагает, что рынок в этом отношении несколько абсурден: «В Татарстан уже пришли все соседи — аптечные сети из Перми, Уфы, Ижевска и Самары. Для пущей радости нам не хватало только москвичей». |