14.01.13Рустем Хузин: «В одном союзе не могут состоять волки и ягнята» |
- Вы ученик Ильи Сергеевича Глазунова, это понятно.
- К Глазунову я попал случайно. Хотел поступать в Суриковский институт, но мне понравилась дисциплина, которая есть в академии у Ильи Сергеевича. В академии идеальный порядок. И я не пожалел, в академии учатся очень одаренные ребята, так что обучают не только педагоги, но и однокурсники. Так вот, я считаю, что наиболее близко стоящее к народу искусство – это реалистическое. Цель и задача художника, она и познавательная, и просветительская. Ты не сможешь воспитать тот или иной взгляд в обществе, если твой почерк будет непонятен. Реалистическое искусство дает возможность абсолютно неподготовленным людям увидеть красоту в круглом яблоке, в увядающей листве, в закате… Если все это в неискаженном виде изображено на твоей картине, у зрителя пробуждаются положительные эмоции.
- А какова, на ваш взгляд, задача художника-реалиста?
- Самоустраниться. Твоего эго между красотой, которую ты транслируешь, и зрителем не должно быть. На этом принципе строятся все великие достижения в реалистическом искусстве. На одной из выставок, о которых мы с вами говорим, я слушал, как искусствоведы говорили о том, как провинция обделена новаторскими поисками поп-арта, что провинции не хватает свежего воздуха, она застоялась. Моему возмущению не было предела, потому что я смотрю на эти вещи по-другому.
«В ИСКУССТВЕ ЕСТЬ ДВА ПУТИ»
- А как?
- В искусстве, которое является одним из самых сильных средств познания мира, есть два пути. Не надо путать сознание людей разного рода измами. Это все неважно. Есть два пути, повторюсь. Первый путь – это путь самозабвения и самоустранения. Это путь воспитания души человека. Помните у Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться…» Душа действительно обязана трудиться. В этом смысле творчество – это путь борьбы с самим собой. Так как мир обновляется Всевышним постоянно, возобновляется энергия солнца и ветра, многообразие этому пути гарантировано. У этого пути есть начало и нет конца. Это путь равновесия и упорядочения. На этом пути у человека роль архитектора вселенной. А это невозможно без внутренней дисциплины и порядка. Главную роль я в этом отвожу религии, устанавливающей критерии человеческой жизни. Отношения человека и создателя – это одна из основных тем в искусстве. Их всего три – это отношения человека и Всевышнего, человека и человека, человека и вселенной. На основе этих тем выстраиваются все темы в искусстве.
- А второй путь?
- Это самоутверждение. Возвеличение себя. Это путь раздора и хаоса. Хаос выплескивается, и человек живет по принципу «чем хуже – тем лучше». Здесь нет морали, мораль и традиции воспринимаются как препятствие к развитию таланта. У этого пути нет созидательной цели, констатируется темная сторона жизни. Да, есть два пути, и выбор за человеком. Ни один нормальный человек не предпочтет грязную воду чистой родниковой или генномодифицированные огурцы огурцам с огорода бабушки Ани. Нельзя недооценивать роль искусства в нашей жизни. О состоянии общества можно судить по состоянию современного искусства. «Я ВЫХОЖУ ИЗ ЭТОГО СОЮЗА»
- Как сейчас будут складываться ваши отношения с этим творческим союзом?
- Я принял для себя решение: я из него выхожу. Потому что, возвращаясь к той выставке, скажу, что художник должен быть ответственным за то, что он выплескивает на холст. У нас есть ответственность и перед зрителями, и перед Всевышним. А на этой выставке я не увидел этого. Там было огромное количество работ, которые загоняют человека в тупик. Наш мир и так тяжел, мы должны нести людям позитив, открывать двери, давать перспективу. Зачем человека заземлять, насаждать бездуховность?
- За это небольшое количество денег, что вы получили, перед вами не извинились?
- Нет. Недавно я опять говорил с Ильгизаром Самакаевым, и он уже сказал, что эти премии просто поделили одну на двоих. |