Чудотворная икона Казанской Божией матери занимает особое место среди православных реликвий России.
Святой образ Царицы Небесной был явлен в Казани в 1579 году.
Для Казани это был год страшного бедствия: половина города была уничтожена пожаром. Девятилетней дочери стрельца Матроне явилась во сне икона Божией Матери. В других снах отроковице являлась Сама Царица Небесная, повелевая передать архиепископу и городским властям Свою волю, - извлечь из земли Ее образ и указала место его обретения. Это было место сгоревшего дома родителей Матроны. На этом месте 8 (21) июля была обретена прекрасная икона Божией Матери. Немедленно весть о явлении святого образа облетела город. На поклонение ему пришли архиепископ и воеводы. Среди собравшихся был и священник Николо-Гостинодворской церкви Григорий, впоследствии Казанский митрополит и Патриарх Всея Руси Гермоген. Икона была торжественно перенесена в находившуюся поблизости церковь св. Николая Тульского.
По совершении в этом храме молебствия, икона с торжеством была препровождена в Благовещенский собор и по пути шествия явила первое чудо - исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Другой слепец Никита получил тоже благодеяние от Владычицы, обрел зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери.
На другой день в соборном храме совершена была литургия. Архиепископ и градоначальники, сняв список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса от него, отправили всё это в Москву, к царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь на месте обретения иконы повелел соорудить деревянный храм во имя новоявленного образа, устроить женский монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону.
Матрона, обретшая святыню, постригшись в монашество под именем Мавры, была первой инокиней, а потом и настоятельницей этого монастыря.
Особенное уважение к чудотворному образу Богоматери имел царь Феодор Иоаннович. По его указу икона была возвращена в Казань, и на месте ее обретения около 1591 года и был основан Богородицкий девичий монастырь.
В 1595 году была построена каменная церковь, увеличен штат монашествующих. Тогда же Феодор Иоаннович повелел обложить чудотворный образ Богоматери золотом и драгоценными камнями из царских сокровищ. Императрица Екатерина II в 1767 году, присутствуя на литургии в Казанском девичьем монастыре, украсила венец чудотворной иконы дорогими бриллиантами.
В конце XVI века икона была известна в России, но в основном она была местночтимая и в Казани празднование совершалось в день её обретения 8 июля.
Святитель Гермоген был составителем сказания "О явлении и чудесах Казанской иконы Божией Матери". В 1595 году в монастыре, основанном на месте явления иконы, Гермогеном (в то время уже митрополитом) был освящен обширный собор.
Чудотворения от новоявленного образа начались немедленно по его обретении. «С того времени и поныне от образа Своего, явленного в городе Казани, Царица Небесная щедро раздает Свою благодатную помощь всем православным с верою и надеждой к Ее защите прибегающим», - пишет об этом В.Жилкин в журнале «Русский дом».
В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября.
Воскресный день 25 октября 1612 года стал днем всенародного торжества. На Красной площади возносилось благодарственное моление. Духовенство, из освобожденного Кремля вынесло навстречу Казанской икону Владимирскую.
Во встрече этой было явлено вновь чудо русской истории. За Владимирской иконой стояли века, когда Русское государство было державой Рюриковичей. Выходом навстречу Ей иконы Казанской было ознаменовано наступление нового времени - эпохи православной империи под скипетром Романовых. Икона эта стала знамением возрождения России.
Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы.
Рассказывая о почитании в русском народе иконы Пресвятой Богородицы, выдающийся русский пастырь протопресвитер Александр Киселев писал: "Смею думать, что Россию можно было бы назвать Богородичной страной. Любовь русского человека к иконе Той, Которая честнейшая херувим и славнейшая серафим, и милость Самой Царицы Небесной к земле нашей сделали то, что в России явлено более 468 наименований Ее Святых Икон".
Но воистину беспримерным было почитание иконы Божией Матери Казанской. До 1917 года в Российской империи всех Ее икон насчитывалось до десяти миллионов. Почитание это было связано не только с участием Царицы Небесной от Ее иконы Казанской в личных судьбах православных, но и могущественным покровительством Ее Российской державе. Для многих православных россиян Казань ассоциировалась именно с иконой Казанской Божией матери.
С иконой Казанской Божией Матери связаны имена всех монархов династии Романовых - ни одного важного события в своей жизни или жизни «Богом вверенного им государства» они не начинали и не оканчивали иначе как перед этой святыней. В монастырь, за его многовековую историю, при посещении Казани непременно направлялись все царствующие особы.
До 1917 года икона Казанской Божией Матери находилась в каждом русском доме - от крестьянской избы до царских палат. Но были три чудотворные иконы, особо чтимые. Это образ в Богородичном монастыре в Казани, икона царя Ивана Грозного, перенесенная в царствование Петра Великого в С.-Петербург и икона в Московском Казанском соборе, дарованная князем Дмитрием Пожарским.
В 1636 году на свои средства князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Ей посвященный собор. В новосозданный собор он перенес икону, находившуюся прежде в его приходском храме на Лубянке. В годы советской власти Казанский собор, как и сотни других московских храмов, был разрушен. Святой образ Божией Матери был перенесен в Богоявленский патриарший собор. Ныне собор на Красной площади восстановлен.
Что же касается обретенного в Казани образа Богородицы, то его история изобилует многочисленными «белыми» пятнами.
В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос. (Подробнее от этом см. ст. "Похищение Казанской явленной чудотворной иконы Божией Матери").
Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев.
Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. В нем долгое время находился филологический факультет Казанского государственного педагогического университета. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.
По некоторым данным, в минувшем веке икона Казанской Божией матери была продана за границу, где ее владельцы часто менялись, так как многие из них ценили не столько чудотворную сущность образа, сколько ее оклад как удачное капиталовложение. Поскольку и сама икона, и списки с нее очень почитаемы, эксперты расходились в мнениях – путь какого именно образа удалось проследить.
Икона побывала в Англии, США, Португалии, Ватикане. Православные и католики выступили вместе и фактически спасли христианскую святыню. До последнего времени она хранилась в личных покоях Папы. Усилиями казанской мэрии и аппарата президента Татарстана Икону Казанской Божией матери удалось вернуть в Россию.
Подробнее об этом рассказал непосредственный участник событий – историк Дмитрий Хафизов (см. книгу «Святое знамение России»).
В настоящее время Казань активно готовится к возвращению православной реликвии. Организуется международный паломнический центр на месте обретения иконы. Табачная фабрика и педуниверситет, в годы советской власти занявшие здания бывшего Богородицкого монастыря, переезжают в другие помещения.
Исчерпывающую информацию об иконе Казанской Божьей матери читайте в подборке, предоставленной мэтром казанской журналистики Любовью Агеевой по материалам газеты "Казанские истории". |