Татьяна МАМАЕВА
Вчера в Татарском академическом театре оперы и балета им. Джалиля открылся XXV международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. В этом году состав солистов Нуриевского уникальный – в постановках фестиваля участвуют более тридцати звезд из ведущих театров России и мира. «Летающий татарин» не пожалел бы, что двадцать лет назад согласился дать фестивалю классического балета свое имя.
АНШЛАГ НА ВСЕХ СПЕКТАКЛЯХ
На открытии, равно как и на всех фестивальных спектаклях, в театре царил аншлаг. У входа незадолго до начала спектакля директор театра Рауфаль Мухаметзянов ждал гостей – министра культуры Туркменистана Гунчу Мамедову и ее татарстанского коллегу Айрата Сибагатуллина. Последний, к чести его, стал поразительно часто бывать в казанских театрах. Когда гости появились, Мухаметзянов провел для них экскурсию по театру.
В главном фойе, где развернулась выставка, посвященная творчеству Нуриева и казанскому фестивалю, было тесновато. Публика не столько рассматривала фотографии, сколько толпилась возле струнного квартета Захара Штейнберга. Впрочем, выставка тоже заслуживала внимания - на ней много уникальных снимков.
Нарядная публика заняла места, и на сцену вышли люди, причастные к созданию фестиваля, – художественный руководитель балета казанского театра Владимир Яковлев, балетный критик и продюсер Наталья Садовская и ее коллега, профессор ГИТИСа Сергей Коробков.
Торжественная часть была короткой – напомнили о том, что фестивалю четверть века, о том, что сам Нуриев двадцать лет назад дал казанскому балетному форуму свое имя. Все было лаконично и по-деловому.
ДРУГИЕ ГЛАДИАТОРЫ
В вечер открытия фестиваля давали «Спартака» Хачатуряна в хореографии Георгия Ковтуна. Капельдинеры предупреждали публику: покупайте программки обязательно, либретто сильно отличается от того, что вы привыкли видеть. И это еще было мягко сказано.
Ковтун, по сути, создал новое либретто. В правоте хореографа трудно усомниться, вряд ли кому сейчас будет интересна политизированная история, рассказанная Джованьоли о борьбе за свободу. Ковтун написал историю двух братьев – Ромула и Рема, Авеля и Каина – кому что больше нравится. Историю о любви, верности, долге и предательстве.
Поначалу было желание даже изменить название балета, но потом вспомнили, что могут быть сложности с авторскими правами – у Хачатуряна ведь есть наследники. Остановились на традиционном названии. Братьев в балете зовут Спартак и Красс.
КОВТУН НА ЩИТЕ
Ковтун – один из самых интересных и одновременно спорных хореографов Европы. Он ставит оперы и балеты, пишет либретто и стихи. Казанский театр он прославил в свое время балетом «Сказание о Йусуфе», получившем государственную премию России. Ее получила вся постановочная группа, но не Ковтун. Объяснение было невнятным: Ковтун – гражданин Украины. А премия российская. Хотя незадолго до этого российскую госпремию благополучно вручили гражданину Франции хореографу Ролану Пети за «Даму с собачкой» в Большом театре. Вот такие политические игры на балетной сцене.
Но Ковтун на Казань не обиделся и продолжил сотрудничество. И сочинил своего «Спартака», где есть любовь, ревность, лиричные дуэты, брутальные гладиаторские бои и рядом с артистами балета работает оперный хор, что придает действию особую античную торжественность.
Ковтун рискнул, воплотил свой рискованный замысел и в результате оказался «на щите».
СПАРТАК И КРАСС
Первый фестивальный «Спартак», а сегодня спектакль повторяется, прошел ровно и на подъеме, хотя были дебютанты, точнее дебютантки – это две этуали Кристина Андреева и Александра Суродеева. Обе отлично справились со своими партиями.
Что касается исполнителей главных мужских партий, то здесь по-иному и быть не могло, ведь их исполнили Михаил Тимаев и Руслан Савденов. Оба очень техничные танцовщики, умеющие поразить не только виртуозным исполнением прыжков и вращений, но и создать глубокие драматические образы.
В этом сезоне оба артиста удостоились наград. Тимаев получил одну из высших балетных наград - «Душа танца», а Савденов получил татарстанскую премию «Тантана» за лучшую мужскую роль в балете.
Как всегда отлично сработал кордебалет, исполняя сложнейшую хореографию Ковтуна. Вообще, казанский «Спартак» - травмоопасный спектакль из-за необычности хореографии, хотя до сих пор Бог миловал, происшествий не наблюдалось.
Немного удивила работа оркестра - за дирижерским пультом был маэстро из Еревана Карен Дургарян. С одной стороны, он вроде бы должен хорошо чувствовать специфику музыки Хачатуряна. Но с другой – были мгновения, когда оркестр опаздывал за солистами. В иные же минуты он был, мягко говоря, излишне экспрессивен, исполняя и без того экспрессивную музыку Хачатуряна.
Но публика в первый фестивальный день в зале собралась на редкость благодарная, и часто действие прерывалось криками «браво». Кстати, в зале находился и Ковтун, как всегда за ироничной улыбкой скрывающий волнение.
Нуриевский стартовал, и теперь за образцом хореографии нового века пойдет череда спектаклей классических – от «Жизели» до «Лебединого озера» и «Баядерки». В этом году состав солистов уникальный – в дни фестиваля можно увидеть более тридцати артистов, приглашенных из ведущих театров России и мира.
"БИЗНЕС Online" от 16.05.12 |