15.05.12«Братишки» возьмут Казань в оборот |
Надежда ЗАМАЛИЕВА, Арслан МИНВАЛЕЕВ
С 20 мая водители дальнего следования, являющиеся членами клуба взаимопомощи «Братишка» (в клубе 16 тыс. дальнобойщиков), намерены объявить акцию протеста против растущей стоимости услуг диспетчеров и коррупционной составляющей на дорогах - и в течение 20 дней не брать заказы на перевозку в Казань, Уфу и Пермь. В чем подоплека протеста, какие отрасли экономики и на сколько серьезно могут пострадать от этого.
«ДАЛЬНОБОЙНЫЙ» МИТИНГ: ЧЕРЕЗ ПЕРМЬ, УФУ, КАЗАНЬ
С 20 мая по 10 июня в Перми, Казани и Уфе намечена забастовка дальнобойщиков, недовольных низкими ставками. Об этом сообщил Кирилл Карташков, идейный вдохновитель забастовки, председатель клуба взаимопомощи дальнобойщиков «Братишка».
По словам Карташкова, никаких митингов и шествий с плакатами дальнобойщики пока не планируют. «Забастовка приведет к остановке грузовых автомобилей по всей территории, - уточнил Карташков. - Конечно, 70 процентов водителей нашу забастовку не поддержат, так как у них долгосрочные контракты, работа на сетевые компании, то есть они получают зарплату, а не зависят от количества перевозок. Наши акции никак не затронут продуктовый рынок, мы повлияем только на работу промышленных компаний».
Основная причина недовольства дальнобойщиков – нерентабельность бизнеса из-за высоких тарифов. Сегодня, по информации организаторов митинга, более 50% от услуги, которую оплачивает грузовладелец, забирает диспетчер. «Рентабельная цена, с которой можно работать и без проблем закрывать лизинговые платежи, должна составлять 37-40 рублей за километр, – отметил Карташков. - Сегодня средняя ставка составляет 18 рублей, хотя диспетчеры с грузовладельцев берут 37-40 рублей. По сути, выходит, что диспетчер ворует чужие деньги. Когда человек сидит в офисе на телефоне и перебирает накладные, он не должен получать 150 тысяч в месяц! Водитель ездит, водитель рискует, водитель отвечает за груз. Диспетчер не отвечает ни за что, а получает деньги. Между диспетчерами сегодня существует ценовой сговор. По Уфе уже ставка выросла на 30 процентов. Если она была 18-22 рубля, то сегодня она уже приближается к 30 рублям».
В случае неэффективности забастовки, ее организаторы планировать ее повторить через два-три месяца. И так до тех пор, пока проблема не будет решена.
Отметим, что кроме высоких ставок на тариф, перевозчики отмечают высокую закоррумпированность Казани. В частности, Карташков пожаловался на сговор сотрудников ГИБДД и контролеров на весовых постах и на наличие в Казани сразу трех весовых контролей.
«ВОДИТЕЛИ СБИЛИ ТАРИФЫ, А ТЕПЕРЬ НА ЭТО ЖАЛУЮТСЯ»
Председатель совета директоров группы компаний Global, имеющий один централизованный диспетчерский пункт в Уфе, Радик Гафуров, что диспетчеры сами являются жертвами системы. «Перевозчиков понять можно, их требования вполне логичны и обоснованы. Но сами диспетчера сегодня работают на грани рентабельности и зарабатывают порой лишь один процент от заказа, – отметил Гафуров. - Есть, конечно, диспетчера, которые сидят на коррумпированных заводах или государственных предприятиях. Именно они зарабатывает до 50 процентов от заказа. Могут и все 100 заработать, так как новых диспетчеров на рынок не пускают. От общего объема предприятий процентов 30 проводят тендеры, тогда уже везет тот, кто предложит цену поменьше. А там, где тендеры не проводятся, начальники могут не пускать других диспетчеров. Но это не вина самих диспетчеров, это системный сбой».
Гафуров отметил, что в Казани сегодня рынок насыщен, а конкуренция довольно высокая. «В Казани представлено около сотни компаний, но основная проблема – это их принадлежность к государственным корпорациям», - считает Гафуров. По его подсчетам, в день рынок перевозки составляет порядка 1-2 миллионов долларов (без учета строительных перевозок и перевозок продуктов с базы до магазина). Поскольку с предприятиями напрямую никто не работает, все деньги проходят через диспетчеров. |