07.04.12Дорога по островам: тайны раскрыты |
ПО КАРТАМ 1947 ГОДА ЭТА ДОРОГА ПРОШЛА БЫ ПОСУХУ
Масштаб замысла, конечно, впечатляет – но что будет при этом с экологией? Разработчики утверждают, что строительство дамб, мостов, насыпей на островах и полуостровах в сочетании с неизбежными дноуглубительным и работами только улучшит ситуацию, сняв застойные явления.
Как пояснил Евсеев, исторически русло Волги 150 лет назад находилось примерно в 7 км от города. А на берегу в системе дамб и мостов действовал эдакий «логистический центр» того времени – он был застроен пристанями, дорогами, складами и прочими производственными помещениями. В 1953 году, после создания Куйбышевского водохранилища, Волга подошла к берегам Казанки. «Мы видим сегодня отдельно выступающие участки брусчатки, какие-то сваи, остатки дорог – это говорит о том, что территория была когда-то хорошо освоена, - отметил Евсеев. – Образовавшиеся острова – это остатки возвышенностей, затопленных водой после образования водохранилища».
По словам Розы Дыгановой, завкаведрой инженерной экологии и рационального природопользования энергоинститута, экологию Волги сегодня невозможно отделить от жизни водохранилищ. На Волге – 11 каскадов перепада уровней воды, и все это регулируется в зависимости от нужд ГЭС. Поднявшийся при строительстве Куйбышевского водохранилища уровень воды залил огромные территории – и изменил карты берегов Волги у Казани. Судя по картам 1947 года, дорога, которую представили, прошла бы посуху…
«Многие вопросы, которые поднимает общественность о ситуации, связанны с островными территориями. Но это, по сути, не что иное, как часть континентальной территории, которая за счет рельефа сохранилась при залитии водохранилища, - пояснила Дыганова. – Хотелось бы отметить, что 71 остров площадью 435 гектаров не попадает под категорию земель водного фонда. Они могут быть использованы для целей расширения, строительства магистралей».
По данным предварительного экологического исследования, опубликованного после конгресса «Чистая вода России», участок, прилегающий к дамбе у трассы М7, заиленный, с крайне вялым течением и стремится к заболачиванию. И в случае строительства требует либо засыпки, либо дноуглубительных работ. В последнем случае будет очищена вся прибрежная зона – ускорится течение, откроются прибрежные родники, отметила Дыганова. В целом существующие острова в акватории Волги у речпорта можно будет использовать под зеленые зоны. И все это при грамотном строительстве только улучшит экологию Волги.
ДОРОГА БУДЕТ ПЛАТНОЙ – ЕСЛИ ЕЕ ПОСТРОЯТ ИНВЕСТОРЫ
Пока, впрочем, все это лишь концепция. Фактически никаких дорог по акватории Волги, как отметил вице-мэр Казани Иршат Минкин, не предусмотрено никакими транспортными планами. Нет под нее и финансирования.
По словам Минкина, если дорогу включат в план и она будет строиться на бюджетные средства, то ездить по ней можно будет бесплатно. А если все это оплатят инвесторы – вполне понятно, что она будет платной. «Для этого и создана корпорация платных дорог, которая находится в ведении минтранса РФ, - сказал Минкин. - Сегодня немного проектов платных дорог по России. Даже если дорога будет платной, ничего удивительного не будет».
Весь проект – инициатива ПСО «Казань». Как отметил гендиректор компании Равиль Зиганшин, главная на сегодня цель – поиск инвестора и последующее строительство. При этом стоимость проезда по новой трассе должна быть сопоставима с затратами при проезде по Горьковскому шоссе – иначе, по словам Зиганшина, люди не поедут, и дорога просто не будет окупаться. Срок окупаемости проекта, по предварительным расчетам, – 10 - 15 лет. Сумму инвестиций Зиганшин называть не стал – фактически еще нет конкретного проекта, и оценить затраты можно весьма условно.
ЭКСПЕРТЫ: ПРОЕКТ ОЦЕНИВАЕТСЯ В 10 - 15 МЛРД. РУБЛЕЙ
По оценкам аналитического центра «БИЗНЕС Online», стоимость этого мегапроекта – от 10 до 15 млрд. рублей. С этой оценкой согласились и опрошенные редакцией эксперты, отметив, что проект вполне реализуем. |