05.04.12Охота пешеходам на зебру. Но вот только как ее найти? |
Инна СЕРОВА
На заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения обсуждался вопрос о безопасности пешеходов. В Татарстане наезды на пешеходов составляют 42 процента от общего количества ДТП.
За последние три месяца под колесами погибли 36 человек и 366 человек получили травмы, причем пять человек погибли и 124 пострадали в местах, которые считаются пешеходными переходами. Почему считаются? Да потому что оборудованных по всем нормам и правилам переходов у нас практически нет.
В Казани за переход дороги в неположенном месте к административной ответственности инспекторы ГАИ ежедневно привлекают 250 - 300 пешеходов. Все правильно, бегать через проезжую часть где попало - значит себя и других опасности подвергать. А как должно выглядеть место, по которому переходить безопасно?
Может, как на улице Гвардейской, у одноименной остановки общественного транспорта? Знаки, обозначающие границы этого как бы перехода, стоят, если использовать геодезический термин, в створе - на одной прямой. То есть ширина перехода - ноль метров ноль сантиметров. Факт, достойный черного юмора: на таком переходе может поместиться только абсолютно плоский пешеход, которого каток переехал.
А может, переход должен выглядеть так, как переходы на улице Технической, где расстояние между знаками, обозначающими границы воображаемой зебры (на асфальте-то ее днем с огнем не сыщешь), колеблется от 25 до 35 метров? Или как на перекрестке улиц Московской и Парижской Коммуны, где на углу торчит один-единственный знак, и как хочешь, так его и понимай: то ли в других направлениях переходить улицу нельзя, то ли во всех можно, даже по диагонали?
По данным республиканской ГИБДД, в Казани на сегодняшний день отсутствуют знаки и дорожная разметка на 31 переходе, не в полном объеме установлены знаки на 20 переходах, ширина еще 10 переходов ни в какие нормативы не укладывается, а оборудованных по всем правилам вообще нет! А переходов у нас в городе 650.
В городской ГАИ есть специальная служба, которая должна контролировать состояние переходов и добиваться, чтобы ответственные за их содержание лица оснащали их по всем нормам. Эта служба дорожным надзором называется.
Мы запросили справку о результатах деятельности этой службы за время операции "Охота на зебру" (не подумайте плохого, в ходе операции доблестные инспекторы не выискивали плохо оборудованные зебры, а штрафовали водителей, которые не пропускали пешеходов на переходах). Так вот, проверив 479 из 650 переходов, сотрудники ГАИ выявили недостатки на 296, а протоколов и предписаний за недостатки выписали всего на 47 должностных и юридических лиц.
В этой справке есть еще две интересные строчки: "Количество обращений граждан о неудовлетворительных условиях для движения пешеходов - 90, из них подтвердившихся - 37". То есть, по мнению сотрудников городской ГАИ, две трети жалобщиков зря претензии предъявляют! На вопрос, почему на перекрестке, где в конце прошлой недели вырубился светофор, не поставили хотя бы регулировщика, сотрудница пресс-службы ответила: "Жалоб в дежурную часть не поступало, а наши сотрудники, которые каждое утро ездят там на работу, ничего страшного там не заметили".
Лесковский Левша очень хотел донести до российской власти информацию о том, что в Англии ружья кирпичом не чистят. Сегодня он еще и о переходах английских наверняка бы упомянул. На них шесть "степеней защиты" для пешехода предусмотрено. Границы обозначены столбами, покрашенными в черно-белую зебру и увенчанными желтыми фонарями, которые отлично видно даже в тумане. На асфальт нанесена не только нестираемая зебра, но и такая же нестираемая благодаря отличному качеству краски линия остановки автомобилей. И нанесена она не за 15 метров до края зебры, как в Казани малозаметные знаки "стоп" ставят, а всего за метр. Зато на подъезде к ней на асфальте нарисован зигзаг, по которому о стоп-линии водитель может догадаться раньше, чем докатиться до штрафа за ее пересечение. Зигзаг означает, что остановка в этом месте запрещена, чтобы автомобили не заслоняли пешеходов. (У нас она также запрещена, но чисто теоретически: в правилах говорится, "не ближе пяти метров от перехода", а откуда пять метров отсчитывать, водитель решает сам.) И автобусная остановка в английских городах располагается всегда за пешеходным переходом, а не перед ним и не на нем, как практикуется в Казани.
Безусловно, на то, чтобы оборудовать пешеходные переходы как в Англии, нужны деньги. А вчера на комиссии по БДД прозвучало: "В местных бюджетах муниципальных образований статьи расходов на мероприятия по обеспечению БДД формируются по остаточному принципу". И пока принципы остаются неизменными, а знаки перехода экономно втыкают на перекрестках из расчета один на четыре направления, какой смысл говорить о безопасности пешеходов?
"Вечерняя Казань" от 4.04.12 |