29.02.12Видевший «Булгарию» последним поплатится за бездействие |
Александр ШАГУЛИН, Анна КУЗНЕЦОВА
Московский районный суд вчера вынес приговор капитану буксира «Дунайский-66», признав его виновным в неоказании помощи пассажирам «Булгарии», терпящим бедствие. Решением суда о назначении штрафа в 190 тыс. рублей остались довольны обе стороны. Обвинение готово было обжаловать приговор и в случае оправдания, и в случае, если подсудимому дадут реальный срок.
«ОБЖАЛУЕМ, ЕСЛИ ОПРАВДАЮТ И ЕСЛИ ПОСАДЯТ»
Не более минуты длилось вчера последнее слово подсудимого капитана «Дунайского-66» Александра Егорова. Было видно, что он волнуется – на финальное слушание по его делу пришло, по меньшей мере, 30 журналистов, зал суда был настолько мал, что объективы телекамер практически в упор смотрели на капитана.
«Выражаю искренние соболезнования семьям погибших и пострадавших, - сказал Егоров. - Я человек флотский, а на флоте принято помогать друг другу. Я не мог оказать людям помощь, потому что не мог подойти к ним и сейчас надеюсь только на справедливое решение суда».
После этого судья Людмила Петрова удалилась на час в совещательную комнату. Пока она выносила решение, гособвинитель Евгений Дикарев рассказал газете «БИЗНЕС Online» о том, что приговор будет обжалован в случае, если Егорову назначат реальный срок. Он добавил, что обжалование может последовать и вслед за оправдательным приговором.
Почти два часа ушло у судьи на то, чтобы зачитать приговор. Она вновь огласила показания, которые ранее предоставили суду пострадавшие, свидетели и специалисты. Вынося приговор, Петрова опиралась на кодекс внутреннего водного транспорта РФ, в котором закреплено, как должен вести себя капитан, если люди терпят бедствие.
«Преступление, предусмотренное статьей 270 УК РФ, умышленное, - сообщила судья, сделав многозначительную паузу. - Капитан судна «Дунайский-66» допустил бездействие, не оказал помощь людям, терпящим бедствие. Капитан Егоров имел возможность, но не сделал этого. Не имеет значение, подавало ли судно «Булгария» до затопления сигнал бедствия, важен сам факт бедствия».
«ПОДСУДИМЫЙ ПЕРЕЛОЖИЛ ОБЯЗАННОСТИ ПО СПАСЕНИЮ»
По словам судьи, в ходе судебного разбирательства стало известно, что капитану Егорову о наличие спасательных плотов на воде стало известно еще до того, как его буксир подошел к месту нахождения людей, терпящих бедствие. Петрова объяснила, что первые действия капитана были правильными – он начал спасательную операцию, но по каким-то причинам не стал ее продолжать. Так суд расценил его действия.
«Сперва Егоров принимает правильные меры: машину поставил на стоп, заглушил двигатель, объявил тревогу «человек за бортом», запустил дизеля на задний ход, - продолжает судья. - В это время со стороны плотов загорелся красного цвета фальшфейер. Он понял, что требуется помощь, команда начала расчехлять шлюпку и готовить ее к спуску. Данные действия подтверждают, что для судна Егорова и его пассажиров оказание помощи не представляло никакой опасности. Это подтверждает и заключение судебной судоводительской экспертизы, показания специалистов Трифонова и Сердюкова (имеются в виду эксперты-судоводители, к которым обращался суд в ходе судебного процесса – прим.автора)».
По словам судьи, в какой-то момент Егоров увидел, что ему навстречу двигается теплоход «Арабелла». С его капитаном Романом Лизалиным он вышел на связь и сообщил, что видит плоты и людей на них.
«Подсудимый переложил обязанности по спасению, пояснив, что судно «Дунайский-66» тяжелое и быстро не остановится, - такую оценку поступку Егорова дал суд. - Капитан судна, не оказавший помощи людям, терпящим бедствие в свое оправдание не вправе ссылаться на то, что эти людям помогли другие корабли, а его помощь является нецелесообразной и бесполезной. Согласно уголовному кодексу даже запоздалая без уважительных причин практическая помощь не исключает уголовной ответственности». |