03.02.12Настоящий Чайковский в Казани |
«СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК ВОЗМОЖНО»
Про что поставил спектакль Панджавидзе? Про то, что «счастье было так возможно, так близко». Оно было близко у Онегина с Татьяной, и у Ленского (Сергей Скороходов) и Ольги (Елена Максимова). Но неумение уйти от позы и гордыни сломало судьбы.
По-настоящему счастлив в спектакле только генерал Гремин (Михаил Казаков). Кстати, образ, который в свое время так удавался Шаляпину, вырос из эпизодического во что-то более масштабное, а после знаменитой арии в третьем акте Казакову кричали «браво» (это было, наверное, самое громкое «браво» в этот вечер – от казанской публики своему земляку). Гремин появляется в конце спектакля после финальной сцены объяснения Онегина и Татьяны, появляется неожиданно и бережно уводит жену. И в этом очень точный ход режиссера, штрих к портрету Татьяны. Эта цельная натура не может лгать мужу, он знает об ее свидании с Онегиным, больше того – он ее сопровождает и оберегает.
«Евгений Онегин» Панджавидзе отличается от остальных постановок этого интереснейшего режиссера. Панджавидзе приучил нас, что он всегда разный. На этот раз – традиционный, точно проработавший с певцами все вокальные и драматические составляющие партий. В чем ему помог один из лучших интерпретаторов музыки Чайковского Плетнев.
Кстати, когда спектакль окончился и Плетнев вышел на поклон, зал встал и стоя аплодировал и участникам спектакля, и маэстро.
Напомним, новая постановка будет звучать на сцене три дня. В общей сложности фестиваль продлится 17 дней. В программу войдут двенадцать спектаклей и два гала-концерта.
Алексей Садовский - главный эксперт музыкальных театров РФ:
- Музыкальная трактовка Михаила Плетнева настолько самобытная и своеобразная, что иногда она заставляет о многом задуматься. Это пружина, которая растягивается до бесконечности. Ее можно проверить на реакции публики. Этот дирижер владеет многими красками, например, первый акт был отмечен одной краской, второй и третий – абсолютно другими. Что до режиссерского решения, то Михаил Панджавидзе вернул нас к нормальным человеческим отношениям, понятным подоплекам поступков. Два человека поссорились из-за того, что один не захотел понять другого – как это похоже на нашу сегодняшнюю жизнь. На казанском «Онегине» выполняется главная функция театра – заставить зрителя размышлять. Спектакль заставляет постоянно думать.
Дмитрий Морозов - обозреватель газеты «Культура»:
- Впечатления от спектакля самые хорошие. Михаилу Панджавидзе удалось сделать спектакль в хорошем смысле традиционным, то есть не перенесенным в совершенно чуждую атмосферу и в то же время решенным современными сценическим средствами. Видеопроекции дают спектаклю большую емкость, чем традиционные декорации. Хотя мне показался немного спорным большой отсыл к Пушкину, все-таки между романом и оперой есть различия. Впрочем, возможно, это право режиссера делать такие акценты. Спектакль получился живой и талантливый. И еще огромный плюс этой постановки, что музыкальным руководителем стал Михаил Плетнев – лучший интерпретатор Чайковского.
"БИЗНЕС Online" от 2.02.12 |