Казанские кибервойны: в бой пошли терминалы | Арслан МИНВАЛЕЕВ, Эльвира ВИЛЬДАНОВА
Еще один игрок пытается закрепиться на казанском рынке цифровой техники. В конце прошлого года в столице РТ открылся магазин сети «Ситилинк». Электронный дискаунтер, как себя позиционирует компания, открыл свой первый магазин на площади 4 тыс. кв. м в ТЦ «Бахадир».
4 ТЫС. ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВИТРИН
По словам управляющего директора казанского филиала «Ситилинк» Игоря Шермана, Казань для выхода выбрана в рамках стратегии по охвату ритейлером городов-миллионников. «Ситилинк», который развивает федеральный IT-дистрибьютор - компания Merlion (многие ее помнят по неудавшемуся проекту российского ноутбука Iru), работает как электронный магазин. В торговом зале нет витрин и полок, а только клиентские терминалы самообслуживания.
«В числе конкурентных преимуществ у себя мы видим – низкие издержки и, соответственно, низкая цена. Открытие новых магазинов, конечно, планируется, уже в этом году. Основные наши конкуренты – «Юлмарт», DNS, - считает Шерман.
По мнению представителя проекта «Холодильники&Климат» Дины Сайфутдиновой, появление формата «Ситилинк» объясняется, прежде всего, желанием материнской компании Merlion, являющейся крупным оптовым поставщиком, повысить маржинальность за счет нового канала сбыта - розницы.
СМЕНА КАРАУЛА
Как отметил управляющий «Ситилинка», летом 2011 года в Казань вышла петербургская компания, которая работает в подобном формате, - «Юлмарт». Первый магазин, который ритейлер назвал громким словом «кибермаркет», открылся в ТЦ «Грани». А еще раньше в похожем формате работала федеральная сеть «Санрайз», которая в итоге была вынуждена уйти с рынка.
Вообще, сегодня казанский рынок, отличающийся высокой конкуренцией, не сильно жалует чужаков. Буквально недавно с рынка была вынуждена уйти сеть Polaris. Первый ее магазин в столице Татарстана был открыт в августе 2005 года, и, увеличив число магазинов до четырех, компания планировала занять 80% казанского рынка оргтехники. В 2009 году был закрыт первый, а в конце 2011 года последний.
МЕСТ НЕТ
Участники рынка считают, что сегодня в Казани нет свободных ниш, и утвердиться можно, только «отъев» долю у конкурентов. Достаточно удачно в рынок вписалась, например, дальневосточная сеть DNS, которая за счет демпинга и агрессивного маркетинга смогла потеснить местных ритейлеров. Тактика нового игрока заключалась в открытии своих магазинов рядом с магазинами конкурентов.
Что же касается электронного формата торговли, то, по мнению опрошенных «БИЗНЕС Online» игроков, формат - инновационный, его лучшие дни еще впереди, но классический формат торговли по-прежнему будет сохраняться. Человеку хочется вживую увидеть товар, протестировать, обсудить.
В то же время выход «Ситилинк» в Казань оценивают достаточно бледно. Во-первых, проведенная рекламная кампания, скорее, сыграла на руку питерскому «Юлмарту», а во-вторых, не совсем удачно расположение магазина - вдали от основных людских потоков.
«НАГАДЯТ И УХОДЯТ»
Евгений Крылов - гендиректор «ТАТИНКОМ Компьютерс»:
- Пока оценивать выход на рынок нельзя. Поживем-увидим. Слишком много было этих игроков. Выходят на рынок они часто, нагадят и уходят.
Думаю, что на нашем рынке свободной ниши уже нет. Сейчас ведутся только ценовые войны. Только ценой берут, а рентабельность этого рынка и так уже предельно мала.
"Ситилинк" является представителем очень крупного московского дистрибьютора – Merlion. Похвастаться уникальностью товара они не могут, берут только ценой.
По поводу особенностей электронной торговли – вот мне лично сначала товар нужно посмотреть, потрогать. Некоторые покупки я, конечно, и сам делаю в интернете, но все-таки, как человек того поколения, хотел бы сначала товар увидеть.
Перспективы на рынке электронной торговли, конечно, есть. Это очень удобно, быстро, но пока психологически, наверное, непросто. Молодое поколение преодолело этот барьер, а мне, например, пока непривычно. |