Для организации рабочих мест для пятисот операторов call-центра действительно потребуется ориентировочно три тысячи квадратных метров (из расчета 6 квадратных метров на одного человека). Что же касается инвестиций в подобный проект, то могу прокомментировать только с точки зрения расходов на аренду недвижимости. В зависимости от состояния выбранного помещения и района города, ставка аренды будет колебаться от 160 - 240 долларов за «квадрат» в год. Это 480 – 720 тысяч долларов в год за аренду помещения.
Почему привлекательна Казань для подобных проектов? Во-первых, Казань - это одна из российских студенческих столиц. Здесь много студентов, а это недорогая и достаточно квалифицированная рабочая сила. Также в Казани есть возможность арендовать офис дешевле, чем в Москве и области. Не менее важны и эффективное сообщение с Москвой, и удобная логистика. А если исходить из того, что речь идет о колл-центре, то важную роль здесь играет то, что у казанцев чистая речь, то есть отсутствует акцент.
Лариса Шмагина - директор ООО «Цифровые технологии»:
- Если использовать отечественные разработки колл-центров, на 100 рабочих мест без учета затрат на приобретение недвижимости, оборудования затраты составят порядка 15 - 20 миллионов рублей. Нужно еще учитывать положение инфраструктуры, покупку или аренду здания.
В Казани сейчас это направление развивается, и уже ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы. Зарплаты начали расти. Мощный толчок для развития дало открытие колл-центра «Русского стандарта» на улице Чистопольская. Туда ушло много людей из нашей компании, из ЦИТа. То есть здесь, как видим, достаточно крупный рынок операторства. В первую очередь это влияет на рентабельность бизнеса тех, для кого это является профильным направлением.
Насколько я знаю, есть свой колл-центр у компании «Комус» (канцтовары). На самом деле, уже есть такая тенденция, мы, например, хотим развивать колл-центры в более мелких городах Татарстана – например, Зеленодольске, Чистополе.
Возвращаясь к инвестициям, думаю, что большой колл-центр будет создан как какой-либо брендовый центр. То есть здесь уже затраты только на одно рабочее место (только программное обеспечение) составляют порядка 10 тысяч долларов. Оборудование составит порядка одной тысячи долларов.
Михаил Маркович - директор казанского филиала ООО «Обит»:
- Если говорить об инвестициях, то, вероятно, в первую очередь речь идет об инвестициях в оборудование. Поэтому, скорее, этот вопрос к компаниям-интеграторам оборудования. Мы, как операторы связи, предлагаем операционные решения для ежемесячных работ: телефония и так далее.
50 процентов инвестиций в создание колл-центров – это все-таки инвестиции в оборудование и все, что с этим связано. Аппаратный комплекс, «железо» - это дорого.
Если говорить о целесообразности создания колл-центра в Казани, то есть две составляющие: зарплата персонала и аренда. По сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом для Казани это интересное дело.
В Казани есть местные компании, которые занимаются колл-центрами, у которых имеются свои небольшие колл-центры. Насколько я знаю, колл-центров больших федеральных компаний в Казани нет. У "Билайна" есть собственный колл-центр, так как у них есть такая услуга, как общение на татарском языке с абонентами. Если говорить о крупных компаниях, то все-таки они вынесены на федеральный уровень.
Гайк Папоян - директор отдела по работе с ключевыми клиентами CBRE в России и СНГ:
- Инвестиции в подобный колл-центр оцениваю в районе 15 - 20 тысяч рублей на один квадратный метр, в зависимости от отделочных материалов и инженерных коммуникаций.
Колл-центры размещают в регионах очень часто. Так как здесь ставка аренды, уровень зарплат и стоимость отделки помещений ниже. Есть возможность получить льготы от регионального правительства. Лояльность сотрудников выше. Престижность работы в таких компаниях в регионах ценят выше, чем в Москве. Также выше уровень безработицы среди молодежи. |