18.01.12В Татарстане вне закона оказались 16 тысяч таксистов | Дмитрий КАТАРГИН, Елена ФАДЕЕВА
Вступивший в силу с 1 января закон «О такси» разом поставил за грань закона всех таксистов, не успевших получить лицензии. Лишь каждая десятая (!) машина в республике сегодня имеет право гордо нести оранжевый фонарь на крыше и шашечки на борту – разрешения выданы на 1808 машин, а всего их примерно 18 тысяч, сообщили в минтрансе РТ. Эксперты считают: если тысячи людей поставлены за грань закона, значит, бремя нового закона превышает возможности бизнеса.
ЛИЦЕНЗИЯ ВЫПИСАНА НА КАЖДОЕ ДЕСЯТОЕ ТАКСИ
С 1 января нынешнего года вступили в силу изменения в законодательство, касающиеся такси. В соответствии с новыми правилами, каждый таксист теперь обязан иметь лицензию, стаж вождения - пять лет, машина должна каждые полгода проходить техосмотр и иметь оранжевый плафон (таксометр и шашечки необходимо установить после выдачи разрешения). Водителям без лицензии, чье авто украшено всеми атрибутами такси, грозит штраф в пять тыс. рублей, юрлицам – до 30 тыс. рублей. Контролировать наличие всех этих документов имеют право ГИБДД, Ространснадзор и министерство транспорта.
Минтранс РТ начал выдачу лицензий на пассажирские перевозки легковым транспортом еще с 8 декабря 2011 года. Какова общая численность парка такси в Татарстане, никто не знает. Однако, по приблизительным подсчетам минтранса, около 18 тыс. автомобилей категории Б заняты в таксомоторных перевозках – из них около 9,5 тыс. машин работают в Казани.
За месяц минтранс выдал 905 разрешений, а фактически выписано 1608 документов – об этом вчера сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ. Заявления от перевозчиков продолжают поступать – ведомство готово выдать лицензию любому желающему, лишь бы заявитель соответствовал всем необходимым требованиям. Мало того – сведения о том, кто получил разрешение, есть в открытом доступе: на сайте минтранса опубликован перечень, где указаны и госномера, и марки машин официальных такси.
Самой первой казанской фирмой, получившей лицензию, было ООО «Туран-Авто» - в его автопарке более 50 такси. Владелец ООО Алишер Мавлонов уверенно заявил газете «БИЗНЕС Online», что с лицензированием для его водителей «ничего, по сути, не изменилось». Даже наоборот – они стали работать спокойнее… Более того, Мавлонов считает, что после изменения законодательства с рынка уйдут лишь те, кто не хочет работать «в белую». Оптимистично он настроен и по поводу цен на услуги такси – считает, что нет причин повышать тарифы...
«ТАК БЫВАЕТ, КОГДА НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ ПРЕВЫШАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ БИЗНЕСА»
Куда более пессимистично смотрит на тот факт, что в результате необходимого для легализации рынка такси закона тысячи людей оказались в «серой» зоне нарушителей, председатель торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. Он пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online»:
«У нас очень хорошо пишутся решения в тиши кабинетов, но те сотрудники, что их пишут, сами зачастую не прошли производственную школу, - сказал Агеев. – Вроде бы принимается решение, на бумаге все получается гладко – а на практике, в жизни все идет немножко по-другому. И это, к сожалению, системная болезнь органов власти. Было понятно, что и в случае с такси возникнет непростая ситуация, – с подобным мы всегда сталкиваемся, когда налоговое бремя оказывается выше возможностей бизнеса. Поэтому всегда нужны переходные периоды и разъяснительная работа, а не драконовские меры».
По мнению Агеева, нашим чиновникам необходимо научиться, прежде всего, работать с людьми. Безусловно, такси должны отвечать определенным требованиям безопасности – но при этом данные услуги должны оставаться доступными для населения. Естественно, назад пути нет – однако для нормальной реализации закона необходима разъяснительная работа.
Впрочем, пока контролировать исполнение закона таксистами никто не торопится. Как сообщили в пресс-службе управления ГИБДД, таксисты гаишникам пока неинтересны. Задачи ведомства – безопасность дорожного движения, и сейчас особое внимание постовых акцентировано на правилах проезда перекрестков. |