В первую очередь результат обеспечила Универсиада и прочие госвложения. Однако беспрецедентным оказался и ввод жилья, внешне никак со спортивными событиями не связанный. Всего за год в городе введено более 940 тыс. кв. метров. Это на 20% больше, чем в 2010 году и больше, чем на самом пике программы ликвидации ветхого жилья (800 тыс.кв. метров в 2004 году). Результату крайне способствовало перевыполнение плана по социальной ипотеке. Запланированные на год четверть миллиона кв. метров были введены еще к 1 ноября.
Однако именно на волне рекорда Казань окончательно уперлась в «земельный тупик». Свободных территорий для массовой застройки в городе практически не осталось, отселение частного сектора стоит дорого, а точечное уплотнение встречает все более яростный протест жителей. В 2011 году было принято стратегического решение о постройке новых микрорайонов (или целых городов-спутников) в районе пос. Юдино и Салават Купере. Но эти кв. метры дадутся несравнимо более дорогой ценой, а желание людей переезжать в это будущее «Азино №2» под вопросом.
№4
ШТАБ ПО ПРОБКАМ
Пробки и борьба с ними стали второй по значимости темой года после судьбы исторического центра. Проблема острее некуда: за 7 лет число машин в городе удвоилось, чего не скажешь о ширине и протяженности дорог. Именно в 2011 году Казань впервые встала в 10-бальных пробках по шкале "Яндекса". Согласно соцопросам, измотанные ежедневным ожиданием водители и пассажиры в большинстве своем готовы были поддержать самые решительные меры против заторов.
В результате кипучую деятельность развернул созданный в октябре штаб по борьбе с пробками во главе с мэром Ильсуром Метшиным. С его подачи ГИБДД начало «психическую атаку» на авто, припаркованные на обочине наиболее оживленных центральных улиц, созданы временные стоянки на пустующих земельных участках, на всю зиму введен запрет на въезд в город большегрузных фур в дневное время, принят ужесточенный регламент на проведение земляных работ на проезжей части и т.д.
Всерьез стала обсуждаться идея о ликвидации «часа пик» за счет раздвижки графиков работы учреждений. Однако это решение так и не было принято, зато традиционный предновогодний коллапс был несколько смягчен за счет более раннего начала школьных каникул.
Наибольший же эффект по сравнению с прошлой зимой дала модернизация системы очистки снега. Благодаря закупке 105 единиц техники, постройке 7 снегоплавилен и оптимизации логистики, снег наконец-то стал исчезать с основных магистралей за нормативные два дня после осадков.
В следующем году власти обещают продолжить работу в этом направлении, но уже на основе специальной программы, которую напишут с учетом 1,5 тыс. идей по борьбе с пробками, пришедших от самих казанцев в ходе общественного обсуждения проблемы. Впрочем, по-настоящему фундаментальных сдвигов можно ожидать в первую очередь от реализации транспортной программы к Универсиаде. Кстати, в прошлом году, наконец, открылось рабочее движение по трем развязкам, осталось еще восемь.
№5
КАЗАНЬ УВИДЯТ 3 МЛРД. ЗРИТЕЛЕЙ
15 июля стала известна сенсационная новость: Казань примет чемпионат по водным видам спорта 2015 года. Столица Татарстана обошла китайский Гонконг и мексиканскую Гвадалахару. Предполагается, что ЧМ пройдет в период с 17 июля по 2 августа 2015 года. «Водный» чемпионат мира является одним из крупнейших событий в мировом спорте. Например, на чемпионат в Шанхае приехало 2200 спортсменов из 181 страны мира. Телеаудитория составила 3 млрд. человек.
Ранее Россия никогда не проводила чемпионат мира по водным видам спорта, впрочем, как и Китай с Мексикой, поэтому многие эксперты оценивали шансы претендентов как равные. Главный вопрос – какие вложения в инфраструктуру получит Казань в связи с этим выигрышем и получит ли вообще – пока остается открытым. Из озвученных притязаний – строительство второй ветки метро к новому футбольному стадиону на 45 тыс. мест, где пройдут главные соревнования. Однако решения о выделении на это федеральных денег пока не принято. |