29.12.11Дорога пройдет по островам, которых еще нет | Инна СЕРОВА
В Казани может появиться дорога, соединяющая речной порт и железнодорожный вокзал с трассой М-7 в обход Кировского района - с выходом прямо на В Казани может появиться дорога, соединяющая речной порт и железнодорожный вокзал с трассой М-7 в обход Кировского района - с выходом прямо на мост через Волгу.
Недавно в зоне этого моста на мелководье были отобраны первые пробы грунта. Работы проводились силами ПСО "Казань". Однако министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин уверяет, что пока это даже не проект, а, как он выразился, "концепт" - хорошая идея, реализация которой под большим вопросом.
Строительные машины в водоохранной зоне, в районе дамбы, появились вместе с первым снегом. А в таких случаях на месте водной глади, как правило, вырастает какой-нибудь объект, перекрывающий рядовым горожанам все доступы к воде. Чтобы выяснить, не произойдет ли что-то подобное и в этот раз, обратились в минстрой. Отвечать на вопросы неожиданно взялся сам министр. Уже по ходу разговора выяснилось: тема очень деликатная, решений еще никаких не принято, а объект - из разряда "еще вчера надо было сделать".
Напомним, в Казани в ближайшее время предполагается построить очередной участок Большого Казанского кольца - шестиполосную дорогу от речного порта до Кировской дамбы протяженностью около 2,5 км, которая разгрузит от транспорта центр Казани: Булак, улицы Нариманова, Тукая, Московскую... Строительство этой дороги, основой которой должна стать сегодняшняя улица Альфреда Халикова, ведущая от речного порта мимо пляжа "Локомотив" к Кировской дамбе, дело практически решенное, разве что устройство двух кольцевых развязок в разных уровнях Кировской дамбы пока проходит стадию рассмотрения. Но специалисты считают, что вывести транспортный поток из центра на дамбу и направить через Кировский район по существующим дорогам неправильно.
- Без дороги, ведущей в этом направлении на выезд в обход жилых кварталов, город уже задыхается, а Кировский район продолжают активно застраивать, растет и Залесный, - говорит Ирек Файзуллин. - Надо думать о людях, которые там живут! Концепция, которую мы хотим воплотить, позволяет это сделать, и она логично продолжает концепцию развития транспортной инфраструктуры Казани.
Суть концепции такова: 17-километровая трасса, имеющая как минимум две, а в идеале три полосы движения в каждом направлении, должна пройти по намывным островам вдоль береговой линии. Острова в дальнейшем могут стать центрами нового строительства, как вариант - жилых домов по ипотеке. На трассе планируется устройство шести развязок. Две - в центре города, в районе Кировской дамбы и у пляжа "Локомотив". Две развязки предназначены для въезда в Адмиралтейскую слободу и на улицу Боевую в районе станции Лагерной. И еще две - для заезда в Юдино и в Новое Аракчино, к гипсовому заводу.
А чтобы сохранить Казанку судоходной и обеспечить доступ к причалам расположенных в береговой зоне предприятий, придется построить мосты. Минимум три: один поблизости от речного порта и два - в Кировском районе. Но в концепции предусмотрено девять мостов, чтобы выход к "большой воде" получили не только предприятия, но и жители береговой зоны, имеющие лодки и катера.
"Но пока у нас нет ничего, кроме идеи, а чтобы начать строительные работы, нужны финансирование, документы и разрешения", - завершил описание проекта Ирек Файзуллин. И добавил, что идея эта, увы, не вписывается в проекты Универсиады, и федеральные деньги под нее (а самостоятельно республика ее не осилит, ведь стоимость строительства одного километра такой автодороги сейчас начинается от 150 млн рублей) получить будет непросто. Ведь эта дорога решает транспортные проблемы Казани, а у федералов их решать интереса нет: мост через Волгу и Северная объездная дорога вполне обеспечивают нужды транспортного потока, который идет по М-7 транзитом.
Впрочем, заметил министр, предварительная работа с федеральным агентством "Росводресурсы" в рамках обсуждения концепции все же проводилась. И идея строительства дороги на намывных территориях вроде бы нашла поддержку, а намыв позволяет обойти возможные проблемы с запретом на строительство в водоохранной зоне.
У инвесторов также есть стимул к воплощению именно этой концепции. Земля в этом районе дорогая и очень перспективная в плане освоения. Затраты на дорогу можно частично окупить, возведя на островах жилые дома. А строить эту дорогу на намывных территориях куда менее хлопотно и более дешево, чем расширять, например, улицу Боевую, снося частные дома... Так что, если идея не умрет, как многие предыдущие мегапроекты, то в 2013 году работы, вполне возможно, и начнутся.
Это наверняка обрадует автомобилистов, но вряд ли воодушевит экологов. Как, впрочем, и граждан, чьи дома или дачи сейчас выходят на береговую линию. Доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией оптимизации водных экосистем Института территориального развития КФУ Нафиса Мингазова считает, что намыв насыпи под дорогу неминуемо приведет к образованию затонов и заболачиванию. "Пострадают нерестилища на мелководьях, - говорит она. - Ухудшится качество воды, ведь именно на мелководьях идет процесс ее самоочищения. А ведь у нас в водохранилище вода и так низкого качества..." Мингазова также опасается, что жители окрестных микрорайонов могут лишиться рекреационных территорий, возможности отдыхать на воде.
У Ирека Файзуллина другая точка зрения:
- Препятствующих моментов нет, а потенциальная возможность воплотить хорошую концепцию есть. Углубят дно - вода застаиваться не будет. Проведем реконструкцию очистных. А рекреационные зоны, напротив, получат развитие. Жизнь ведь все равно заставит ликвидировать промзону вдоль Волги, а в рамках концепции сразу предполагается благоустройство зоны отдыха горожан.
"Вечерняя Казань" от 27.12.11 |