27.12.11"Нас заставляют сидеть дома" | Инна СЕРОВА
Сообщение, что количество поездок по социальному проездному с нового года сокращается до 30 в месяц, взбудоражило татарстанцев не меньше, чем официальные результаты выборов. Чиновники испугались реакции на втихомолку подписанный документ и бросились постфактум разъяснять через СМИ "необходимость принятия данных мер".
И договорились до абсурда: мол, при том, что льготами на проезд в РТ пользуются свыше миллиона человек (ветераны войны и труда, инвалиды, участники боевых действий, "чернобыльцы", почетные доноры, дети-сироты и из многодетных семей и так далее вплоть до самой многочисленной группы - пенсионеров), прочувствуют это ограничение на своем кошельке от силы 126 тысяч граждан. Остальным что тридцать, что триста поездок - все едино.
По данным минтранса, социальный проездной покупают лишь 180 тысяч, причем треть из них использует его редко. Кроме того, в минтрансе проанализировали использование социальных проездных и обнаружили, что в республике есть 103 льготника, которые, можно сказать, из автобусов не вылезают, совершая в месяц по 190 - 200 поездок. Это уже настоящие разорители - в среднем по шесть раз в день в автобус норовят залезть.
Но как получилось, что это невеликое число льготников (не 103, конечно, а 180 тысяч регулярно покупающих социальные проездные) никак не дает нашему нехилому транспортному комплексу выбраться из кризиса? В субботу на пресс-конференции министр транспорта Ленар Сафин сообщил, что из-за роста стоимости ГСМ, налогов и транспортно-эксплуатационных расходов за последние пять лет перевозочную деятельность прекратили 30 процентов предприятий, сократилась маршрутная сеть, а средняя величина износа подвижного состава превысила 65 процентов.
В бюджете-2012 на компенсацию проезда льготников отведено 3 млрд рублей. При этом каждому льготнику предоставили право в среднем на одну бесплатную поездку в день, то есть на 360 поездок за год. Всего, говорят нам, это право используют 180 тысяч человек. Но если поделить 3 млрд на 180 тысяч и на 360 дней, то в день на одного льготника приходится 46,3 рубля компенсации, которых должно хватить не на одну поездку!
С другой стороны, в минтрансе утверждают, что для компенсации проезда в полном объеме правительству не хватает еще одного миллиарда рублей. Разделив миллиард на 180 тысяч пользующихся социальными проездными граждан и на 360 дней, мы получим примерную стоимость одной поездки. Три миллиарда - это втрое больше, так почему, располагая тремя миллиардами, правительство компенсирует льготникам только 30 поездок в месяц?
И вот с таким-то обоснованием льготники должны въехать в новый год. Впрочем, минтранс подкрепил его еще информацией о том, что "Республика Татарстан является не первым регионом, в котором вводится данная мера" (раньше нас в ограничении права стариков и инвалидов на передвижение преуспели Белгород и Новосибирск), и обещанием, что в будущем муниципальные образования совместно с минтрансом определят перечень граждан, на которых ограничение распространяться не будет и в который, возможно, войдут дети из многодетных семей, дети-сироты и дети-инвалиды.
Но кроме Белгорода и Татарстана есть еще Москва и Питер, где вопрос сумели решить иначе, где пенсионеры бесплатно не только по городу, но и за город ездят. И где есть льготные проездные не только для детей-сирот, но и просто для школьников. А в Новосибирске льготник имеет право "докупить" еще 60 дополнительных поездок с 50-процентной скидкой. А в соседних с Татарстаном регионах, отнюдь не нефтяных, цены на ГСМ, из-за которых нашим льготникам проездные урезали, ниже, а число поездок вовсе не считают.
Понятно, что система льгот и компенсаций - изобретение не лучшее. Лучше бы дать людям достойные зарплаты и пенсии, чтобы они не задумывались, садиться им лишний раз в автобус или купить продукты. Но если альтернативы нет, то стоит ли добивать нищих? Не подрубить бы сук, на котором сидим! На работающих пенсионерах держится многое, в том числе и автотранспортная отрасль. Механик одного АТП недавно пожаловался: чтобы выточить на заказ нестандартный болт, он объехал всю Казань, пока нашел завод, где есть токарь-пенсионер, способный это сделать. Молодежь не идет туда из-за грошовой зарплаты, и жив этот заводик и болты такие производит, пока пенсионер работает. А работает он до тех пор, пока не приходится доплачивать за проезд из грошовой же пенсии. "Нас заставляют сидеть дома", - сделал вывод пожилой читатель.
"Вечерняя Казань" от 27.12.11 |