15.12.11Казанский снегоуборочный конвейер в действии |
Доезжаем до пункта, с которого по идее следовало начинать - база «Горводзеленхоза» на Даурской, 4. Этот генподрядчик обслуживает 6,5 млн. кв. м улично-дорожной сети в Вахитовском и Приволжском районах (Всего улично-дорожная сеть Казани – это более 19 млн. кв. м дорог разных категорий). Из ста дорожных машин на маршрутах – 73, остальные по графику выезжают позже. У каждого водителя есть маршрутная карта движения, специально разработанная в этом году с учетом новой техники и снегоплавилен. Чтобы контролировать его соблюдение и расход ГСМ, на основной части техники установлены спутниковые навигаторы, сигналы которых передаются на диспетчерский пункт.
- Мы отслеживаем все передвижения машин, от выхода с базы до возвращения, - рассказывает руководитель диспетчерской службы Рустем Ямалиев, сидя за компьютером, на котором открыта карта с мерцающими огоньками. – Контролируется график движения – вот, видите, машина стоит четыре минуты. В случае более длительных (5 - 10 минут) простоев мы можем связаться с мастерами участков и водителями.
ЕЩЕ ДЕКАБРЬ, А РЕАГЕНТ УЖЕ КОНЧАЕТСЯ!
Большой интерес журналистов вызвал уже накопленный опыт применения реагента, на который переходят практически все города-миллионники Поволжья. Эффективность его на дороге вызывает уважение: буквально через 3 - 5 минут начинается интенсивное таяние снега, и прямо под объективами камер из-под снега начинал проступать блестящий в свете фонарей асфальт.
Напомним, что для борьбы с гололедом подрядчики, помимо 180 тыс. т традиционной песко-соляной смеси, закупили 4,5 тыс. т современного реагента. Стоимость тонны, по словам Лобова, 11 тыс. рублей – это в десятки раз дороже песко-соляной смеси…
Стоит ли овчинка выделки? Судите сами. Если традиционная песко-соляная смесь – это, по сути, будущая летняя пыль пополам с солью, работающая к тому же только до -10 градусов, то новый реагент лишен этих недостатков. Рабочий диапазон – до -30, расход – в 7 раз ниже. А значит, реже надо заезжать на базу для пополнения запасов, расходуя солярку, время и ресурс КДМ. Реагент полностью растворяется, не оставляя после себя следов, а песок забивает километры ливневки, которую к весне коммунальщики начинают судорожно чистить под дружные проклятия утопающих в лужах горожан. После соленого песочка приходится заново восстанавливать газоны, что выливается в немалые суммы, а реагент работает и как удобрение. Поэтому, как считает Лобов, по совокупности всех расходов применение реагента выгодно.
- Новые КДМ со швейцарским оборудованием могут дозировать мощность расхода реагента, - продолжает Лобов. – Скажем, если надо – можно сыпать по 50 г на метр, а можно и 25, и 30. Это зависит от метеорологических условий. После реагента снега становится меньше в 2 - 3 раза. Называется он Бионорд, производится в Перми – некоторые казанцы, особенно владельцы приусадебных участков, с ним знакомы. Он продается в магазинах в мешках – некоторые ТСЖ также его используют.
Несмотря на то что новым реагентом пока посыпают лишь самые загруженные и ответственные участки (например, спуски и мосты), он уже кончается – из 4,5 тыс. т к началу недели высыпали четверть. Эксперимент, похоже, успешный – сегодня будет объявлен новый тендер на закупку противогололедных материалов.
ОТРЯД СНЕЖНЫХ БУСТЕРОВ
После чая с треугольниками (как пошутил Лобов, угощал Игорь Куляжев – начальник комитета внешнего благоустройства отмечал вчера день рождения, в связи с чем был освобожден от работы с 12 часов ночи) автобус направился на ул. Эсперанто. Здесь напротив торгового центра «Соло» мы наблюдали, как на широком тракте разворачивается целый отряд КДМ при поддержке одного «Сноубустера».
- Вообще, оценить эффективность уборки можно после полуночи, - говорит Лобов. – Мы с вами выехали рановато, но картину посмотреть можно.
…Три машины с оранжевыми мигалками, поднимая столб снежной пыли, шли по дороге, сгребая снег к обочине. За ними еще две КДМ разбрасывали реагент. |