01.12.11Авиакомпания «Татарстан» поставила свои Як-42 на прикол |
По данным АКТ, у нее на крыле находятся два Як-42Д с регистрационными номерами RA-42374 и RA-42380. Первый из них, согласно данным регистра портала russianplanes.net, эксплуатируется с 1 декабря 1989 года. Кроме Татарстана, в 2000-2005 годах он успел полетать под флагами пакистанской Aero Asia и кубинской Cubana. Средний налет – 104 часа в месяц. Ресурс по типу выработан на 63%, срок летной годности продлен до 11 августа 2012 года. Вторая машина эксплуатируется с 11 июня 1990 года. Кроме Татарстана, в 2003-2005 годах она летала в той же Cubana. Средний налет – 86 часов в месяц. Ресурс по типу выработан на 50%, срок летной годности исчерпан 25 ноября 2011 года. Нелетающий борт (по данным того же реестра – RA-42433) – самый молодой, выпущен 6 апреля 1993 года. Кроме Татарстана, в 1999-2002 летал в Aero Asia. Средний налет – 99 часов в месяц. Ресурс по типу выработан на 51%, срок летной годности исчерпан 19 октября 2011 года.
«НА ЯК-42 МЫ ЛЕТАЛИ ДАЖЕ В АВСТРАЛИЮ»
Для газеты прокомментировали расставание АКТ с Як-42 авиаторы.
Валерий Портнов – директор летной службы ОАО «Авиакомпания «Татарстан»:
- Конечно, мне жалко, что этих машин больше не будет. Я начинал летать на них в середине 80-х. А вообще в Казани Як-42 стали эксплуатировать 12 мая 1986 года, и максимальное их количество достигало шести. Помню, я получал машины новенькими на саратовском заводе, а в последний раз был на предприятии зимой 2009 года – там уже царил настоящий погром, даже ворота в цеха не закрывались – внутри вьюга вовсю мела.
Азат Хаким – председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:
- Думаю, никто эти Як-42 не купит. Кроме «Тулпар», и то разве что на запчасти. Такой самолет может стоить сегодня лишь по цене запчастей, сколько конкретно – сказать тяжело, зависит от ряда факторов, например, от того, какие двигатели установлены: от 1 до 10 миллионов рублей. Не думайте, что это так дешево для того, кто покупает Як-42 для дальнейшей эксплуатации: вложений будет – мама не горюй… Когда-то эти самолеты, конечно, стоили других денег, но сегодня рынок изменился.
«Тулпар» продолжает эксплуатировать Як-42, их у нас 16 – самый крупный парк таких самолетов в России. Семь пассажирских самолетов летают в Москве, три – в Красноярске, несколько – в Казани, а «салоны» базируются и в Шереметьево, и во Внуково. В основном, чартерные рейсы… Нет, пока избавляться от них не собираемся, но и капитально ремонтировать – тоже. По ресурсам у «Тулпар» самый «свежий» парк: крайние Як-42, которые были отремонтированы на Саратовском авиазаводе до его развала, - наши, поэтому ресурса у бортов еще очень много. И пока самолеты будут востребованы на рынке, они продолжат летать - по характеристикам они нас удовлетворяют. Что касается надежности, то я на этот счет не раз высказывался: из девяти катастроф Як-42 только одна была по технической причине – это же о многом говорит… Топливная эффективность? Для чартеров она нормальная. Сами посудите. Заказывает борт спортивная команда, которая куда-нибудь летит, скажем, на три дня. Все это время борт должен быть в ее распоряжении, то есть стоять. А кто поставит тот же в полтора раза более экономичный «Боинг» на три дня? Он должен «молотить», минимум, по 250-300 часов в месяц. А деньги за аренду Як-42 разницу в расходе топлива с лихвой покрывают.
После катастрофы в Ярославле наши Як-42 проверяли чуть ли не под микроскопом, но все оказалось в норме. И машины у нас оборудованы всеми необходимыми приборами. Мы спокойно летаем в Европу, долетали даже до Австралии, не говоря уж об Африке и Юго-Восточной Азии, не были только в Америке. Никаких ограничений на полеты у «Тулпар» нет.
По выполнению технической формы для Як-42 одна из самых продвинутых баз – у «Тулпар», также ремонт делают в Краснодаре, Быково, Саратове, за границей - во Львове и Усть-Каменогорске (но у казахов объемы небольшие). А капитального ремонта Як-42 сегодня нет. В том числе и поэтому авиакомпания «Татарстан» поступает правильно – у их машин ресурс остался небольшой. То, что они их ставят на прикол, совершенно оправдано с экономической точки зрения. Вкладывать в эти самолеты дальше не имеет смысла. |