01.12.11Авиакомпания «Татарстан» поставила свои Як-42 на прикол | Тимур ЛАТЫПОВ
Сегодня авиакомпания «Татарстан» прекратила эксплуатацию своих самолетов Як-42. На смену им весной должны прийти лайнеры Airbus. Таким образом, у авиаперевозчика на крыле останется лишь один лайнер отечественного производства – Ту-154, но и он «доживет» лишь до 2013 года.
«ЛИБО ПРОДАДИМ, ЛИБО РАСПИЛИМ»
«С 1 декабря мы прекращаем эксплуатацию самолетов Як-42, ставим их на перрон», - сообщил генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (АКТ) Руслан Шакиров.
По его словам, решение это плановое, связанное с обновлением авиапарка АКТ – на смену Якам (их у компании три, два из которых – в летном состоянии) в марте ожидаются два Airbus-319 или 320 (напомним, два Airbus-319 уже взяты в лизинг летом). Как уточнил Шакиров, март, когда начинается сезонный рост авиаперевозок, – наиболее подходящее время для получения новых бортов.
Как рассказал летный директор АКТ Валерий Портнов, оба Як-42 находятся в отличном состоянии и активно летали по России и СНГ, а отказаться от них перевозчик планировал давно, в соответствии со стратегическим планом развития компании, который подразумевает «уход от многотипности». Как говорит руководство АКТ, имеющийся у нее Ту-154 будет эксплуатироваться (как резервный) до 2013 года.
Шакиров рассказал о еще одной причине прощания с Як-42: «В начале ноября «Росавиация» запретила нашим Якам вылеты в страны Евросоюза. Причина - рост у наших самолетов так называемого коэффициента безопасности, который вычисляется в ходе проверок по программе безопасности полетов Европы — SAFA. И этот рост у нашей авиакомпании в 2011 году был связан, в основном, с эксплуатацией Як-42. Нет, они отвечают всем требованиям, но в чисто конструктивном решении на них не предусмотрены некоторые детали и системы, которые требуются по ужесточившимся в этом году требованиям SAFA. Например, система дымоизвещения в туалете. Кстати, это замечание по самой высокой категории — третьей. Наш Як-42 «попался» на этом в Баку, хотя раньше свободно летал в этот город… Допустимый коэффициент безопасности - 2,8, наш - 2,26, а без Яков он был бы процентов на тридцать ниже… А вообще Як-42 самолет хороший, абсолютно допущен к полетам внутри России, но требования Европы ориентированы на машины западного производства».
Шакиров подчеркнул, что хотя Яки летать больше не будут, из эксплуатации они пока не выводятся. А судьба их решится только с прибытием новых Airbus – машины будут либо проданы, либо утилизированы: «Мы их, конечно, хотели бы продать, - отметил гендиректор АКТ, - но если не получится, распилим».
ЗАКАТ ЭПОХИ ЯКОВ
По сентябрьским данным «Росавиации», в России шестнадцатью авиакомпаниями эксплуатируются 57 самолетов Як-42 (парк из 8-9 таких самолетов считается большим), еще недавно говорилось, что их около сотни. Тип выводится из эксплуатации по причине дороговизны продления ресурса. Дело не только в том, что, во многом, это самолеты еще советского производства, но и в том, что сегодня невозможен их капитальный ремонт. Ведь производивший Як-42 Саратовский авиационный завод официально прекратил свое существование в этом году, неофициально – примерно пятью годами ранее (некогда цветущее предприятие разрушено даже физически). Комплектующие к Як-42 почти не выпускаются, а потому стоят очень дорого.
После сентябрьской катастрофы Як-42, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив», продолжение эксплуатации Як-42 и вовсе оказалось под большим сомнением. Ряд авиакомпаний стали избавляться от них. А руководство хоккейного «Ак барса», напомним, выступило с неожиданным заявлением: «Мы приняли решение: для участия в КХЛ будем арендовать более качественные самолеты. Это не будет Як-42 или какой-то другой советский самолет. Исключительно зарубежные, соответствующие всем требованиям безопасности». Доводы о доказанной годами эксплуатации надежности Як-42 не действовали, хотя и были подтверждены проведенными «Росавиацией» по следам катастрофы проверками всех российских Яков. |