25.11.11Крылья совета | Любовь ШЕБАЛОВА
Росавиация рекомендовала двум татарстанским авиакомпаниям — «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» объединиться, чтобы создать сильного перевозчика в регионе. Авиакомпании предложение пока не комментируют. Эксперты полагают, что сделка «в ближайшее время маловероятна» — у компаний различные собственники, бизнес-модели и позиционирование на рынке.
Вчера глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что ведомство рекомендовало «Ак Барс Аэро» и «Татарстан» «объединить парки и ресурсы». Он добавил, что это «позволит создать сильного перевозчика в регионе», отметив, что после объединения у одной из компаний будет отозван сертификат эксплуатанта. Глава Росавиации сообщил, что эта рекомендация направлена в правительство Татарстана.
ОАО «Авиакомпания „Татарстан“» принадлежат два самолета Як-42, пять Boeing-737, два A-319 и один Ту-154М. В 2010 году авиакомпания перевезла 603,3 тыс. пассажиров (больше половины — на международных рейсах), что на 4,6% больше, чем в 2009 году, и получила 3,2 млрд руб. выручки. Чистый убыток в 2010 году составил 10,5 млн руб.
ОАО «Ак Барс Аэро» (до 2009 года — ОАО «Бугульминское авиапредприятие») владеет семью Bombardier СRJ 200 (в сентябре был заключен контракт на приобретение еще восьми машин), двумя бизнес-джетами Challenger, семью Як-40 и вертолетами Robinson (R 44), Bell407 и Ми-8 МТВ. В состав авиапредприятия входит аэропорт «Бугульма». За 2010 год авиакомпания перевезла 161,6 тыс. пассажиров (рост в 2,7 раза к предыдущему году) и получила выручку в сумме 1,26 млрд руб. и чистую прибыль 211 тыс. руб.
В Кабмине Татарстана вчера сказали, что пока не имеют официальной информации по этой рекомендации. Гендиректор АК «Татарстан» Руслан Шакиров сообщил, что для него «рекомендация Росавиации является такой же новостью, как и для всех остальных», отметив: «Росавиация — уважаемое ведомство: если есть рекомендация — значит, есть вопрос для обсуждения. Но это, безусловно, прерогатива учредителей авиакомпаний».
С гендиректором «Ак Барс Аэро» Петром Трубаевым вчера связаться не удалось. Однако 17 октября он заверял, что «сделки слияния-поглощения на татарстанском авиарынке не планируются» — по крайней мере, ему об этом ничего не известно. В холдинговой компании «Ак Барс», являющейся основным владельцем авиакомпании, сообщили, что пока воздержатся от комментариев.
99,99% акций авиакомпании «Татарстан» с 4 июля этого года принадлежат ЗАО «Тат-Аэро», учрежденному в марте этого года на паритетных началах ОАО «Татарстан-Аэро» и болгарским холдингом «Химимпорт» в лице компаний Bulgaria Air и «ТехноИмпортЭкспорт». Власти Татарстана участвуют в капитале не только косвенно — через свое «Татарстан-Авиа», но и напрямую, продолжая владеть 0,01% акций авиакомпании «Татарстан» и правом «золотой акции», предоставляющим возможность накладывать «вето» на некоторые корпоративные решения.
«Ак Барс Аэро» входит в холдинг «Ак барс», материнской компании которого — ОАО «Ак Барс Холдинг» принадлежит 97,16% акций авиакомпании. Остальными бумагами владеют физические лица, в том числе Петр Трубаев (0,24%). Республика также опосредованно участвует в капитале «Ак Барс Аэро», владея в совокупности 46,13% ОАО «Ак Барс Холдинг». Таким образом, обращение Росавиации с предложением об объединении авиакомпаний к правительству республики выглядит логичным.
Опрошенные участники татарстанского авиарынка видят резон в идее Росавиации. Председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким отметил, что от консолидации в первую очередь выиграла бы АК «Татарстан», поскольку «ее финансовое состояние не блестяще и будущее не очень определенно». Он полагает, что СП с болгарами — не самое серьезное препятствие на пути возможного слияния: «АК „Татарстан“— это не тот актив, с которым инвесторы не смогут расстаться. Каждый год кредитовать компанию — достаточно серьезное обременение». Господин Хаким считает, что более серьезным отрицательным моментом может стать высокая долговая нагрузка АК «Татарстан» (999,3 млн руб. кредитов на 1 января 2011 года).
Гендиректор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев затруднился прогнозировать финансовый эффект от объединения авиакомпаний, но отметил возможности объединения их «кадрового потенциала»: «Самый дефицитный на сегодня летный и технический состав позволил бы новой авиакомпании с большим успехом конкурировать на рынке авиаперевозок».
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что «в настоящее время транспортные власти настаивают и всячески подвигают авиационную отрасль к укрупнению и объединению авиакомпаний, созданию за счет этого более сильных игроков». Но он полагает, что объединение «Ак Барс Аэро» и АК «Татарстан» «в ближайшее время точно маловероятно» — у них различные собственники, бизнес-модели и позиционирование на рынке.
"Коммерсант. Казань" №220 от 24.11.11 |