История Раифского монастыря |
ГПУ давно желало окончательно расправиться с монахами Раифы, считая их косвенными виновниками массового сопротивления крестьян коллективизации, ведь даже изгнанные из обители иноки не оставляли своего церковного служения - местные жители постоянно приходили к ним за советом, исповедовались и получали духовное окормление. Также не могла не тревожить ГПУ слава святой обители и единодушие крестьян, неизменно выступавших против закрытия обители, снятия колоколов, изъятия имущества и других репрессий. 23 января 1930 года ГПУ произвело аресты тех монахов Раифской пустыни, кто не вошел в общину и жил по окрестным селам. Таким образом, когда остававшиеся в общине семь иноков 26 января (накануне престольного праздника) начинали всенощную, они уже знали, что и их ожидают арест и неправедный суд. В этот день в пустынь прибыло много монахинь из закрытых Казанского Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей. Отстояв всенощную, большинство прихожан осталось ночевать в храме или у знакомых. Утром состоялось трогательное богослужение.
По выходе из церкви все были арестованы, в том числе немощные, глухие, полуослепшие монахини, болезненные, почтенного возраста иноки; всех их в тот же день вывезли в Казань, где посадили в тюрьму. Через месяц, 20 февраля, был вынесен приговор, согласно которому было расстреляно шесть насельников обители: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр Тупицын и двое мирян: Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Ещё восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян было приговорено к 5 годам концлагеря или высылке на север. Имена их известны. В 1997 году, 6 апреля, в день расстрела 5 монахов и послушника состоялась канонизация Преподобномучеников Сергия, Антония, Иова, Иосифа, Варлаама и Петра. Так в XX веке появились новые мученики "в Раифе избиенные".
После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий, духовная жизнь в Святой обители на долгие десятилетия оборвалась. Тогда же большевики сняли со звонницы монастыря самый большой колокол, который, упав, полностью ушел в землю. По воспоминаниям очевидцев, после падения и удара земля долго гудела. Колокол был очень велик, весил около 500 пудов. Остававшиеся в обители иконы, книги, священнические облачения и все, что не представляло материальной ценности, сожгли. Предметы церковного обихода и утварь были разграблены и древние храмы на десятилетия невольно стали безмолвными свидетелями тысяч трагически сложившихся человеческих судеб.
Научная общественность Казани всеми силами пыталась спасти уникальный памятник архитектуры, но несмотря на попытки казанских ученых сохранить уникальный архитектурный ансамбль, используя его в интересах науки, в сентябре 1933 года здесь была организована Раифская трудовая коммуна - колония ОГПУ ТатАССР, где в храмах и братских корпусах располагались производственные мастерские, клуб и столовая. |