История Раифского монастыря |
В 1794 году благочестивая казанская мещанка Надежда Ивановна Киселёва пожертвовала свои денежные сбережения на строительство церкви, которая была освящена в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия.
Последними строениями Раифской пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Честных древ Креста Господня. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901).
Самая "молодая" постройка Раифского монастыря - собор в честь Святой Живоначальной Троицы, заложенный в 1903 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского на месте старого храма, построенного в конце XVII века, и освященный 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. Храм сей славился замечательнейшей акустикой - пение четырёх иноков на хорах слышалось окрест на 2 версты. К сожалению, в начале XX века в обители не было достаточно средств, и Троицкий собор так и не был расписан, вот уже около 100 лет его своды ожидают своих живописцев.
При учреждении Раифской пустыни братии было в ней 20 человек, в первой половине XVIII века - 30 человек, в 1764 году - 25 человек, в 1833 году -35 человек, в 1880 году - 42 человека, в 2001 году - 60 человек.
В облике дощедших до наших дней построек Раифского монастыря нашли свое отражение многие стилевые направления российской архитектуры последних веков.
Ансамбль Раифского монастыря сложился в русле общего развития русской архитектуры конца XVII - начала XVIII в., под влиянием традиций различных архитектурных школ, в том числе и местных.
Что же вместила в себя история Раифы с 1917 по 1991 год?
Спасли обитель от полного разрушения, практиковавшегося в то время в отношении храмов и монастырей, профессора Казанского университета. В 1919 году при Университете был основан лесной факультет, которому была передана Раифская обитель с её лесами. С весны 1919 года снова вернувшиеся после первой попытки закрытия обители в 1918 году монахи возобновили богослужения в двух храмах, но часть зданий осталась за лесным факультетом. Тогда же началось разграбление обители…
Чудесным образом была спасена главная святыня монастыря - Грузинская икона Божией Матери.
Раифские монахи были одни из немногих в среде духовенства Казанской Епархии, кто с первого дня отказался принять власть обновленцев, считая неканоническими: Высшее Церковное Управление, присланного в Казань в мае 1923 г. лжеархиепископа Алексия и Казанское Епархиальное Управление, возглавляемое незаконным архиереем. Обитель стала одним из оплотов Православия в Казанском крае. Когда в июне 1924 года в монастырь перевели волостной исполком, больницу и школу из села Большие Ключи, забрав большую часть хозяйственных построек и братских корпусов, в Раифе проживало 25 монахов и 18 послушников, а настоятелем был архимандрит Феодосий. Последним же настоятелем был игумен Сергий. В июне 1928 года обитель была вновь закрыта. Однако крестьяне деревни Бело-Безводной организовали религиозную общину и власти, памятуя о массовом крестьянском выступлении 1918 года, не решились отказать в регистрации прихода. Из всех монашествующих - около 40 человек - крестьяне выбрали семерых, остальные нашли работу в селах, некоторых по старости приютили крестьяне окрестных деревень. |