История Раифского монастыря | Игумен Филарет (ЗЛАТОУСТОВ), иеродиакон Иоанн (СИДОРЕНКО), Ольга КРЕСТИНИНА, издательский отдел Раифского монастыря
Одним из древних обителей Казанской епархии является Раифской Богородицкий мужской монастырь. Места, подобные Раифской древней Святой обители, являются местами встречи души со своим Создателем, где душа независимо от сознания человека начинает испытывать радостные и трепетные чувства, которые практически никогда не испытываются в повседневной житейской суете.
История новой Раифской обители чрезвычайно интересна. Для того чтобы почувствовать это, давайте заглянем в глубь веков и ощутим дыхание далеко ушедшего от нас времени…
…Если рано утром выехать из Казани на парной повозке и проследовать по проселочной дороге в сторону северо-запада, то через несколько часов, проделав путь в 25 верст, окажешься на берегу сказочно покойного озера, расположенного среди вековых елей, сохранивших свою первобытность. Место это как бы само уготовлено историей для передачи предания о предзнаменованиях монастыря. Это предание, как писал знаток местных древностей Н. Баженов, свито в неразрывную нить повествования от времени основателя Раифского монастыря иеромонаха Филарета, пришельца в заволжский край с берегов москворецких.
Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани. В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь сквозь девственный лес, инок вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это поизошло в 1613 году. Именно с этой даты ведет свое летоисчисление Раифская Пустынь.
Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определенные дни дикие черемисы приходили на берег озера для совершения языческих обрядов жертвоприношения. Но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решились вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом. Со временем по его предложению была построена часовня, куда под руководством своего наставника собирались для служения вечерни, утрени и часов…
Так как в скиту не было еще церкви, а почтенный возраст брал свое, основатель обители преподобный Филарет, предчувствуя близкую кончину, возвратился в Казань в Спасо- Преображенский монастырь, где в скором времени умер и был погребен. Но брошенные им в благодатную почву семена истинной веры по прошествии нескольких лет дали свои плоды. В 1660 году к митрополиту казанскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братства просили благословения на строительство церкви и назначения священнослужителя. Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий не только дал благословение, но и принял самое живое участие в деле устроения обители. Он посетил лично эти места, вручил старцам благословенную грамоту на построение церквей и прислал к ним, в качестве настоятеля, опытного иеромонаха Савватия. В 1662 г. начались строительные работы. |