18.11.11Рулить тарифами будут перевозчики | Валентина ПАХОМОВА
Перевозчиков, работающих на маршрутах общественного транспорта, решили пустить в свободное плавание. Минтранс РФ предложил регионам отказаться от обязательного регулирования тарифов на проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах, чтобы предприятия не работали себе в убыток. До сих пор муниципальные и коммерческие предприятия общественного транспорта не вправе были поднимать выше определенного уровня регулируемые местными властями тарифы на перевозки.
В минтрансе уже подготовлен проект поправок в принятое в 1995 году постановление правительства "О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов)". За регионами остается право регулирования цен лишь в случае необходимости. Главная причина изменений в ухудшении состояния транспортных предприятий. Проведенный минтрансом анализ показал, что более 60 процентов парка автобусов, троллейбусов и трамваев эксплуатируется сверх установленного норматива. Выделяемые регионами бюджетные средства на компенсацию расходов в связи с перевозкой льготников порой не покрывают выпадающие доходы. А есть такие регионы, где местные власти и вовсе отказываются от финансирования. В результате у предприятий накапливаются долги, стареет автопарк, увольняются водители и технический персонал.
В Казани дотации получают все перевозчики. Но муниципальной поддержки недостаточно для обновления парка. Водители автобусов не раз заявляли, что не будут возить пассажиров по социальным транспортным картам, поскольку бюджетные компенсации не в полном объеме покрывают расходы. Этим летом выбыло из игры ООО "КПАТП-7", занимавшееся пассажирскими перевозками. Одной из причин финансового краха этого предприятия стало то, что при цене билета в 15 - 18 рублей за льготника бюджет платил перевозчикам менее десяти рублей.
Транспортники давно ждут решения об отмене обязательного регулирования тарифов. Они говорят, что муниципалитеты не в состоянии обеспечить рентабельную работу пассажирского транспорта. В Комитете по транспорту исполкома Казани не готовы обсуждать проект поправок. Воздерживаются от комментариев и в Минтрансе РТ, и в Госкомитете по тарифам РТ.
А некоторые эксперты уже предсказывают значительное повышение стоимости перевозок на общественном транспорте.
Между тем казанский правозащитник Игорь Веселов считает, что стоимость проезда на красных автобусах в 18 рублей и так уже завышена.
- Я однажды поинтересовался у собственника курсировавшего раньше по городу "пазика" №153, почему в этом автобусе цена на билеты ниже установленного в Казани тарифа. Так он мне ответил, что нормальная стоимость проезда в общественных автобусах не 18, а 12 рублей. Для автопредприятий нагрузкой стали китайские автобусы, полученные в лизинг, - говорит Игорь Веселов. - У нас доминирующие позиции у крупных ПАТП, они выдавили с маршрутов мелких частных перевозчиков, которые не смогли расплатиться за автобусы. Самое страшное при отмене госрегулирования - переходный период. Рост тарифов на проезд неминуем, пока не будет четких правил организации перевозок. А чем будет отличаться от действующей методики расчета тарифов новая методика, которую обещает разработать минтранс вместе с минфином и минэкономики, неизвестно. "Крупняки" снова окажутся победителями тендеров на размещение муниципального заказа на пассажирские перевозки и будут вздувать цены.
"Вечерняя Казань" от 18.11.11 |