17.11.11Разводить самолеты в небе Казани будет «Орион» | Тимур ЛАТЫПОВ
Сегодня специалисты Казанского центра организации воздушного движения начинают эксплуатацию нового аэронавигационного оборудования. На этом как будто закончилась скандальная эпопея с установкой в Казани аэронавигационной системы Thomson.
В этой истории переплелись торговля нефтью, многомиллионные аферы, дело Дракона, громкие посадки, загадочная смерть Бориса Чуба. В Казани и по сей день стараются не говорить о том, кому принадлежит Thomson.
РОССИЙСКОЕ НЕБО ДЕЛАЮТ ЕВРОПЕЙСКИМ
Сегодня вступают в силу изменения к федеральным правилам использования воздушного пространства РФ. В России (а также в странах СНГ и в Китае) вводятся сокращенные интервалы вертикального эшелонирования. То есть если еще вчера на высотах от 8 тыс. 100 до 14 тыс. 100 метров самолеты разлетались на минимальном расстоянии по вертикали в 500 метров, то теперь они будут идти более плотно — в 300 метрах друг от друга. Таким образом российское небо «приводится в соответствие» с европейскими стандартами (ИКАО) — тем самым увеличивается пропускная способность, облегчается работа диспетчеров. Кстати, казанская зона по интенсивности воздушного движения уступает только Москве и Санкт-Петербургу.
Сегодня же в Казани начал работать «Орион» - новое аэронавигационное оборудование, заменившее французскую технику Thomson, на которой до сего дня работали казанские диспетчеры. Как рассказал начальник службы управления воздушным движением Казанского центра организации воздушного движения Дамир Ахметшин, для замены есть, минимум, три причины. Первая: новое оборудование больше соответствует новым правилам эшелонирования. Вторая: по решению правительства РФ, российская система аэронавигации должна работать на оборудовании отечественного производства. Третья: аппаратура Thomson в нынешнем своем виде выработала ресурс. А ведь 10 лет назад это был настоящий прорыв для РТ.
СПОТКНУЛИСЬ НА ТАМОЖНЕ
Казанская история аэронавигационного комплекса Thomson столь загадочна, что прокомментировать ее затруднились и в казанском центре организации воздушного движения, и в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ. Попробуем восстановить события по публикациям СМИ.
В конце 90-х татарстанское руководство решило модернизировать аэропорт «Казань». В результате ОАО «Сувар», которое возглавлял небезызвестный предприниматель Борис Чуб, по поручению РГП «Татаэронавигация» приобрело у французской фирмы Thomson-Csf-Airsys аэронавигационное оборудование, рассчитавшись за него сырой нефтью. В феврале 2001 года аппаратура была смонтирована в аэропорту.
Но «вдруг» выяснилось, что за Thomson надо заплатить еще $4,5 млн. таможенных пошлин. Денег на это в Татарстане не нашлось, и, чтобы спасти ситуацию, региональное отделение Российского фонда федерального имущества в РТ (РФФИ), действовавшее на основании договора поручения, утвержденного распоряжением кабинета министров РТ, выставило оборудование на торги (через РФФИ традиционно реализовывалось имущество, конфискованное на таможне). Их победителем стало московское ОАО «Центральная компания финансово-промышленной группы «Российский авиационный консорциум», возглавляемое Татевосом Суриновым.
1 апреля 2002 года РФФИ в РТ и «Росавиаконсорциум» заключили договор купли-продажи - Thomson ушел за те самые $4,5 млн. Но уже 17 сентября 2002 года «Росавиаконсорциум» реализовал оборудование другой коммерческой структуре за $10,5 млн., а потом выкупил за те же деньги обратно. Зачем это было нужно Суринову, объясняется туманно: дескать, таким образом он обошел изначальное условие договора купли-продажи: оборудование запрещается отключать и демонтировать, арендная плата за его пользование не должна превышать государственных цен.
Какие уж там были изначально договоренности у Суринова с продавцами, неизвестно, но, видимо, предприниматель отчего-то взбрыкнул и на правах собственника стал требовать от «Татаэронавигации» денег за использование оборудования. Что было дальше, неизвестно, но в октябре 2002 года «Росавиаконсорциум» потребовал прекратить эксплуатацию Thomson. В Казани это сделать отказались, в аэропорту, опасаясь несанкционированного отключения системы, ввели усиленные меры безопасности. Суринов предупредил о том, что обвинит оппонентов в получении незаконного дохода и нанесении ущерба в особо крупных размерах. Видимо, за угрозой что-то стояло, поскольку руководство минтранса РФ заявило, что готово выкупить оборудование за все те же $10,5 млн. |