03.11.11От Уганды до Ямайки |
«Переход на «Эйрбас» - не сиюминутное решение, а продуманная стратегия, - дополнил министра коммерческий директор АКТ Лазар Илиев, - которая берет начало в 2008 году, когда была утверждена генеральная стратегия развития авиакомпании: переход на «Боинги Классик» с последующим переходом на современнейшие суда типа А319 и А320».
Правда, зачем был нужен такой болезненный этап перехода, непонятно, ведь никаких дивидендов АКТ за это время не нажила, скорее, наоборот...
Итак, что можно сказать о полученном АКТ А319-112 (3171, VQ-BMM)? В 2007-2008 годах машину использовал американский ультра-лоукостер Skybus Airlines. В 2008-2011 годах эксплуатантом была египетская чартерная авиакомпания KoralBlue Airlines. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Шакиров, стоимость самолета – $38 млн.
2 августа в лизинг был взят второй A319-112 (3331, VQ-BNF). В 2007-2008 годах он летал в тех же Skybus Airlines, а затем – в национальной авиакомпании Ямайки - Air Jamaica.
В 2012 году АКТ планирует приобрести еще три А319. А всего в планах авиакомпании до 2013-го получить десять современных воздушных судов зарубежного производства.
Омоложение парка АКТ совпадает с процессами, идущими в российской гражданской авиации. Как рассказал Business FM заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, в 2010 году российские авиакомпании купили 77 самолетов (из них отечественных – 5) и только 11 из них были новыми. Но, как подчеркнул Акулов, средний возраст бэушных бортов все-таки менее 10 лет, а с января 2012 года российским авиакомпаниям и вовсе запретят покупать самолеты старше 10 лет.
Наметилась и другая тенденция. Если вначале лидеры отрасли, вроде «Трансаэро», «Сибири», «Уральских авиалиний» обновляли свой флот подержанными самолетами, то сегодня они переориентировались на получение новых лайнеров. «Да, это дороже, но когда просчитываешь всю бизнес-модель, то все равно получается более выгодно», - считает Окулов.
В России самый молодой авиапарк у «Аэрофлота» - меньше 5 лет. У S7 - 8. У «Трансаэро» - 10. А средний возраст российского авиапарка, как сообщил недавно министр транспорта РФ Игорь Левитин, - 21 год. При этом на долю воздушных судов западного производства приходится 74% всего находящегося в эксплуатации авиапарка России.
ГОСТИ ИЗ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Пока именно в пределах 10 лет находится авиапарк, приобретаемый ОАО «Ак Барс Аэро». Позиционирующий себя как региональную компанию федерального масштаба, перевозчик сделал ставку на ближнемагистральные лайнеры канадского производства Bombardier CRJ200 (модель выпускалась в 1995-2006 годах, построено 946 машин). В 2010-2011 годах компанией было взято в лизинг 7 таких самолетов. Как подчеркивает руководство компании, специально отбирались лайнеры, не эксплуатировавшиеся в регионах с большой влажностью, тропическим климатом — самолеты летали, в основном, в Северной Америке.
30 марта 2010 года был приобретен первый борт (7802, VQ-BHF), с 2003-го летавший в американской Comair - одной из крупнейших региональных авиакомпаний мира (флот Comair состоит только из самолётов семейства Bombardier CRJ). 28 апреля, 12 мая, 6 и 29 июня 2010 года были приобретены самолеты (7809, VQ-BHI; 7821, VQ-BHJ; 7824, VQ-BHH; 7816, VQ-BHG) с точно такой же историей.
Послужной список двух других бортов обширнее. Приобретенный 28 февраля 2011 года борт (7500, VQ-BJZ) в 2001-2006 годах летал в американской региональной компании Atlantic Coast Airlines, в 2003 году сменившей название на Independence Air и перешедшей в разряд низкобюджетных перевозчиков. А затем до 2010 года самолет летал под флагом крупнейшей региональной авиакомпании Канады Air Canada Jazz (первой в мире начала эксплуатировать модель CRJ200). Точно такая же судьба - у борта (7520, VQ-BLZ), приобретенного 18 мая 2011 года.
До лета 2012 года «Ак Барс Аэро» получит еще восемь CRJ200, а за ними – еще пять. Все двадцать самолетов в дальнейшем останутся в собственности авиаперевозчика. Также не исключено, что «Ак Барс Аэро» приобретет не менее десяти среднемагистральных Airbus, об этом «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель генерального директора компании по стратегическому развитию Аксан Гиниятуллин. |