27.10.11В Казани Du Soleil «запрыгнул на скамью» | Премьера шоу Saltimbanco состоялась вчера в "Татнефть-Арене". Цирк Du Soleil привез в столицу РТ свою визитную карточку – шоу Saltimbanco. Три часа сумасбродств на сцене вызвали не только бурную эмоциональную реакцию у зрителей, но и заставили задуматься.
Артисты цирка вовлекали зрителей в представление, давая возможность почувствовать им праздник жизни
СУМАСБРОДСТВА ПОСРЕДИ МЕГАПОЛИСА
Почти трехчасовая прогулка клоуна Saltimbanco – хит цирка Du Soleil, за который казанцы только вчера отдали более миллиона рублей (от 1400 рублей до 3000 рублей за взрослый билет). Зрители шоу, толком не понимая, что же все-таки главный герой делает на сцене, заворожено смотрели на воображаемую скакалку и мячик, с которыми игрался Saltimbanco, на костюмы из спандекса, перекликающиеся по цветам и расцветке с полом, на массовые прыжки в неимоверных количествах и всевозможные катания на качелях и специально подвешенных акробатических конструкциях.
Часть зрителей к шоу подготовились заранее, изучив информацию в интернете, называющем Saltimbanco праздником веселой акробатики посреди мегаполиса. Подготовленные зрители тщательно искали «городские» мотивы в представлении. Город в их глазах, правда, оказался крайне фантасмагоричным, ибо само собой получалось, что везде бегали местные сумасшедшие. То проезжающий мимо на велосипеде прохожий решил вдруг прокатиться вниз головой, то какая-то странная старушка страшными гортанными звуками до смерти напугала главного героя, то пробегавшая мимо свора ребятишек неожиданно взлетела вверх. Кто-то подготовился к шоу иначе, прикупив новый костюмчик или сделав высокую модную прическу, перекликающуюся с идеей нового для казанцев представления (saltare in banco дословно с итальянского звучит как «запрыгнуть на скамью»).
Зал, к слову, полным не был. Вероятно, в самый разгар рабочий недели не все смогли выкроить кусочек времени для эксцентричного шоу Du Soleil, изучить новый, более камерный формат шоу-арены. Были и те, кто ушел с представления после первого отделения, и немалая часть тех, кто во время представления прогуливался в фойе и изучал сувенирную продукцию и диски с шоу Du Soleil за 700 рублей. Видимо, как раз эта категория зрителей и оценивала прически друг друга. Но в целом шоу Saltimbanco казанцы восприняли на ура. Руки не уставали хлопать, а умы восхищаться. Уходить не хотелось.
ЧУДЕСА ИЗГИБОВ ТЕЛ И … ДУШ
Что же держало внимание зрителей, больших и маленьких, столь долго? Вдохновение и калейдоскоп чудес человеческих тел и духа. Причем скорее даже духа, чем тела (парадоксально для эпатажного цирка, нацеленного на внешнее впечатление, желание поразить). Взаимосвязь всего со всем, продуманность каждого «чиха» и при этом огромное пространство для импровизации, тоже органично вплетающееся в основную идейную канву – комбинацию парадоксов и разнообразия жизни (высший маркетинговый пилотаж!). Отсутствие связующего ведущего и при этом сюжетность, пусть и крайне условная, командная работа – бренды Du Soleil, которые во всем мире уже без особой рекламы позволяют собрать полные залы.
Идея позволяла артистам не соответствовать стереотипам. Клоун мог быть и не смешным. Мог вообще устать и не работать, расслабиться и быть просто человеком. Репетируя перед зрителями номер, полноватый клоун в желтом костюме жаловался вдруг на боль в пояснице, а его напарник, выполняя трюк, неожиданно выпустил воздух в зал… Идея позволяла и отходить от сюжета. Постоянно вплетая случайных зрителей в представление, артисты были готовы к любому повороту событий: угадать реакцию другого человека, неожиданно ставшего полноправным героем шоу, на 100% невозможно.
Какая же идея почти на три часа смогла приковать к себе сердца и умы людей? Праздника, жизни вопреки смерти, радости вопреки трудностям. Это идея, кстати, отличались от идеи шоу Corteo, с которым Du Soleil приезжал в прошлом году. Сorteo было совсем другим, грустным, более погруженным внутрь, в себя, более сюжетным и внешне менее эффектным. И если Saltimbanco – жизнь, то Сorteo – смерть. Напомним, что главный герой Сorteo умер и путешествовал в ином мире, изучая жизнь других людей уже со стороны.
Зато на примере Saltimbanco и Сorteo казанцы смогли познакомиться с эволюцией канадского цирка. В Saltimbanco (шоу 19 лет) философия цирка только вырабатывалась, искала пути воплощения, а в Сorteo (6 лет) уже выкристаллизовалась полностью. Но это вовсе не значит, что одно шоу было лучше другого, вовсе нет. Это как эскиз, который часто живее, душевнее и эмоционально цельнее завершенного полотна, а документальная литература «настоящей» художественной. Corteo и Saltimbanco разные, но после каждого представления так и хочется воскликнуть: каких человек, оказывается (стоит только захотеть!), может достичь чудесных высот, как рациональных, так и телесных. Кстати, лицезреть чудеса изгибов человеческих душ и тел казанцы смогут до 30 октября включительно.
"БИЗНЕС Online" от 27.10.11 |