10.10.11Деньги партиями | Ольга КУДРИНА, Кирилл АНТОНОВ
Средства массовой информации Татарстана решили заработать на политической рекламе, объем которой в рамках думской выборной кампании в регионе может составить 385 млн руб. Вчера глава республиканского ЦИКа Анатолий Фомин сказал, что более 200 каналов, изданий и типографий заявили о своем желании публиковать рекламу партий. Однако участники медийного рынка, исходя из пристрастий подавляющей части избирателей, полагают, что основная часть этих денег достанется телеканалам.
Вчера глава Центризбиркома Татарстана Анатолий Фомин сообщил, что предстоящие думские выборы в регионе намеревается освещать рекордное количество СМИ. По его словам, к настоящему времени региональный ЦИК о желании предоставлять эфирное время и печатную площадь под политическую рекламу уведомили более 200 каналов, изданий и типографий. В частности, в списках на официальном сайте ЦИКа Татарстана значатся 44 теле- и радиокомпании, 118 газет, три электронных периодических издания и 45 типографий.
Господин Фомин отметил, что в этом году избирательный фонд партий увеличен с 400 млн до 700 млн руб. По словам главы ЦИКа, в Татарстане каждое из заявившихся на выборы татарстанских реготделений семи партий может потратить на нынешнюю выборную кампанию до 55 млн руб. Таким образом совокупный бюджет политрекламы, на средства которого могут рассчитывать СМИ в регионе, достигает 385 млн руб.
По данным управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Татарстану, на начало текущего года в республике было зарегистрировано 982 СМИ, в том числе 451 газета, 219 журналов, 134 телепрограммы, 130 радиопрограмм, 9 информационных агентств, 8 электронных периодических изданий. Кроме того, на этот период было зарегистрировано 382 издательства. По сведениям республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям, по итогам 2010 года в СМИ региона было размещено рекламы более чем на 2 млрд руб. 55% всех рекламных сборов пришлось на телевидение, 22% — на печатные издания, 18% — радиостанции и 5% — интернет-ресурсы.
Участники медийного рынка в Татарстане полагают, что основную часть бюджета политрекламы «заберет» телевидение, которое «по такому случаю резко увеличит тарифы». При этом они ссылаются на данные Центра аналитических исследований и разработок в Поволжье, согласно которым 95% респондентов в Татарстане политическую информацию в первую очередь получают из телепрограмм. «По опыту прошлых лет основная часть достанется телевидению, прессе — максимум 10% от бюджетов»,— сказал „Ъ“ Геннадий Наумов, генеральный директор «АНТ-Медиа» (франчайзи «Московский комсомолец — Поволжье» и «Аргументы недели — Татарстан»). Он выразил желание участвовать в освещении предвыборной кампании, однако «ни на что не рассчитывает». По его оценке, прибыль от кампании составляет 1% годовой прибыли. Господин Наумов отметил, что подал заявление в ЦИК «для проформы», с целью «соблюсти ритуал».
Генеральный директор ЗАО «Время и Деньги» (издатель одноименной газеты) Юрий Алаев сказал, что в этот раз вообще не заявил газету для освещения предвыборной кампании. Кроме того, что она «перешла на еженедельный формат», другой причиной господин Алаев назвал специфику читательской аудитории издания: «люди, которые и без того знают, за кого им голосовать». «Выборы в значительной мере предрешены, и редколлегия не видит смысла участвовать в имитации политической борьбы»,— добавил Юрий Алаев. По его мнению, участие печатных СМИ в предвыборной кампании «не является эффективным» — «прибыль от кампании за два месяца составляет 10-15% от общей выручки». Возникший ажиотаж СМИ вокруг выборов Юрий Алаев объясняет «падением рекламного рынка». «Я не думаю, что у СМИ возрос интерес к политической ситуации в стране. Действуют по принципу: есть возможность — надо использовать»,— полагает господин Алаев.
С ним соглашается татарстанский координатор ассоциации «Голос» Олег Белгородский. Он считает, что «республиканские СМИ, в первую очередь, хотят заработать». Господин Белгородский уверен, несмотря на то что «к агитации допущено большое количество СМИ», это «никак не будет играть против результатов выборов, которые запланировали власти». «Так как к выборам не допущены партии оппозиции, агитационный период пройдет спокойно, под диктовку властных структур»,— сказал Олег Белгородский.
"Коммерсант. Казань" №189 от 8.10.11 |