03.10.11Маршрут подскажет голос в смартфоне |
- В Казани пользователей по пальцам можно пересчитать, - говорит Эдуард Ибрагимов. - Их человек 12 - 15, не больше, в районах есть несколько человек. Остальным это удовольствие не по карману. Пенсия - 9 тысяч рублей, а смартфон стоит минимум 12 тысяч (обычный телефон не годится, нужен сенсорный, чтобы его было можно "листать"). Еще 5 тысяч стоит программа-"говорилка". Внешний GPS-модуль - от 2 тысяч. Итого нужно вложить 20 тысяч рублей!
Именно из-за дороговизны в Казани прошло так мало тренингов по пользованию GPS-навигаторами. Из-за высокой цены оборудования и программного обеспечения крайне медленно осваивают их нижнекамские инвалиды по зрению. А ведь им еще повезло: Гульнара Каримова, которая там занимается обучением новых пользователей, выиграла грант и смогла купить семь телефонов с джипиэс-модулями и лицензионными программами...
- Если в продаже появится бюджетная версия айфона, я уверен, ее даже за 200 - 300 долларов купит вся незрячая молодежь, - заявил напоследок Эдуард. - Недавно у нас прошел республиканский молодежный слет РТ, Гульнара Каримова на него привезла свои телефоны и модули, мы провели тренинг и дали попользоваться навигаторами тем, кто вообще никогда ими не пользовался, и знаете, как люди воодушевились! В общем, вся загвоздка пока - в доступности сенсорных устройств.
А попутно он предложил универсальный рецепт повышения доступности для инвалидов не только GPS-навигаторов, но и в целом окружающей среды:
- Смотрите, навигатор не заменяет трость, он не видит ям на дороге, ступенек в автобусе, которые так опасны для незрячих. Но ведь они опасны и для тех, кто видит. А удобные автобусы, пандусы, пешеходные переходы нужны не только инвалидам, но и пожилым людям, и молодым мамам с колясками, и тем, кто катит тележку с тяжелым грузом... Мы мало чего добьемся, если будем говорить только о проблемах инвалидов. Максимум - пройдет очередная шумная кампания, после которой все останется, как было. Ну вот как у нас в метро на проспекте Победы: пандус - только до турникета, а чтобы попасть на станцию, есть лифт... который никогда не работает. Нет сейчас сугубо "инвалидных" вопросов, есть общие проблемы. И надо добиваться создания удобной для всех нас среды. И в мире такая тенденция складывается, там давно уже не говорят о проблемах инвалидов в отдельности.
"Вечерняя Казань" от 30.09.11 |