17.09.11Новая школьная триада | Галина КИРИЛЛОВИЧ
Проект «1 ученик – 1 компьютер», трехмерные лаборатории, мобильные классы ICLab – для нынешней школы это уже не фантастика. О том, как заставить суперсовременное оборудование работать с полной отдачей, почему электронные учебники уже стали архаикой, и кто является главным в триаде «учитель, технологии, инфраструктура», рассуждали участники I Международной конференции «Электронная школа-2011».
СУДЬБА МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАВИСИТ ОТ ШКОЛЫ
Конференция, организованная Министерством образования и науки РТ совместно с корпорацией Intel и при поддержке Министерства информатизации и связи РТ, получилась весьма представительной. И дело не только в том, что в ее открытии приняли участие Президент РТ Рустам Минниханов, первый вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов, заместитель Премьер-министра РТ – министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров, министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов, вице-президент корпорации Intel Джон Дэйвис. Не меньше присутствия «випов» об уровне форума говорит число (более 300) и география участников (35 регионов России и 11 стран мира). Судя по атмосфере, царившей в зале ГРК «Ривьера», среди них не было ни «свадебных генералов», ни статистов. В Казани собрались люди, имеющие опыт создания электронной школы или желающие его получить. Кстати, такой интерес к теме даже для организаторов оказалось неожиданным, о чем в самом начале сказал Альберт Гильмутдинов. Впрочем, в следующий раз (а конференцию планируется сделать ежегодной) ожидается уже около 500 гостей. Отметив этот отрадный факт, министр образования и науки пригласил на трибуну Президента Татарстана.
«Тема, которая обсуждается сегодня, очень важна для всех нас, - подчеркнул глава республики. – Наша конкурентоспособность будет зависеть от того уровня образования, который у нас есть. А эта площадка позволит сконцентрировать наработки наших коллег и показать то, что мы уже сделали в этой области». По мнению Рустама Минниханова, современное образование требует огромных инвестиций, но «оно того заслуживает». Напомнив, что работа по информатизации школы в Татарстане началась с учителей (проекты «Компьютер – школе», «Ноутбук – учителю»), он обратил внимание на то, что следующий шаг – это ученик, который тоже должен соответствовать реалиям XXI века.
Эту мысль продолжил первый вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов, сказавший, что «каким будет мир, зависит от того, какой будет школа». «Это касается всех стран, а для России, которая ставит амбициозные задачи, это важно вдвойне, - заявил он. - Школа очень консервативна, но одновременно чувствительна к инновациям. Именно там формируются люди, от которых впоследствии будет зависеть успех страны и мировой цивилизации».
Николай Никифоров, в свою очередь, познакомил собравшихся с конкретными цифрами, характеризующими уровень информатизации в Татарстане. Он, в частности, рассказал, что 60% домохозяйств подключены к Интернету, 80% населения имеет доступ к технологии 3G, а 18 тыс. госслужащих работают как слаженная команда, благодаря системе электронного документооборота. Министр информатизации и связи подчеркнул, что спрос на электронные сервисы среди жителей республики постоянно растет. Так, в августе этого года было зарегистрировано около миллиона фактов предоставления услуг в электронном виде, а ежемесячный прирост составляет 25%. Статистика, например, свидетельствует, что сейчас в электронном виде подается 59% заявлений о приеме в детсад и 74% заявлений о вступлении в брак.
Отдельно Никифоров остановился на электронном образовании. Напомнив, что все учителя Татарстана получили персональные ноутбуки, он рассказал, что в республике выбрали чуть более дорогой, но зато стратегически более правильный вариант подключения школ к глобальной сети – беспроводной. Сейчас в татарстанских школах работают 11 тыс. точек беспроводного доступа в Интернет. Медные линии, на которые ориентировались вначале, безнадежно устарели, и сейчас «Таттелеком» тянет оптоволокно. Говоря об электронной образовательной среде, министр обратил внимание на то, что она невозможна без налаженных коммуникаций между всеми участниками – педагогами, учениками и их родителями. По данным МИС РТ, сейчас 36% школьников и 12% родителей стали постоянными посетителями портала «Электронное образование в Республике Татарстан», который сделал процесс обучения гораздо более прозрачным. |