Я вырвался из замкнутого круга... | Альберт ШАКИРОВ
Новое татарстанское кино пришло из Москвы?
Если у Булата Мансурова были все возможности делать национальное кино, то у Ильдара Ягафарова не было ничего. Кроме желания. И Ягафаров, бросив престижную должность на ТВ-6 и приличные бабки, вернулся в Казань…
- Ильдар, давайте начнем с самого начала: как вы оказались на ТВ-6?
- У меня творческая семья. Мой отец - филолог, поэт. Его многие знают, он сейчас еще и политический деятель – один из лидеров ВТОЦ. И вокруг меня постоянно были творческие люди. Во мне тоже сидит некий червячок, который не дает спокойно жить. И я, когда учился на втором курсе педагогического университета, пошел работать на республиканское телевидение. Проработал там два года и поехал в Петербург в институт театра, музыки и кинематографии учиться на режиссера телевидения. Но там мне не понравилось качество обучения. Туда раз в год со всей страны собираются люди, чтобы пить водку, а обучение происходит на уровне зайчиков и этюдов.
А у нас тогда Булат Мансуров как раз начинал снимать "древних булгар", и некая аура кино тогда образовалась в Казани. Я обратился к Мансурову, но он мне ничем не помог. И тогда я поехал в Москву, поступил во ВГИК в мастерскую Александра Кочеткова (режиссер документального кино). Первые полгода был вольнослушателем, и мое обучение оплачивало Госкино Татарстана. Но в декабре сделал фильм "Простые слова", и мастер после просмотра сказал, что я принят на бесплатное отделение. Потом был фильм "Сочинение". За него я получил диплом на московском фестивале "Святая Анна". Фильм отметили французские продюсеры и вывезли на внеконкурсный показ на фестиваль во Францию. Там, в Марселе, я познакомился с Сашей Политковским. Он мне предложил работать вместе. Так я попал в Останкино в программу "Территория" на ТВ-6.
- А что заставило вернуться в Казань?
- Я там попал в некий замкнутый круг. Хотя вроде и деньги стал получать нормальные. Но это был конвейер. Фактически я был правой рукой Политковского - все, что он задумывал, я должен был выполнять. Дело в том, что, приехав из провинции, надо потратить как минимум 10 лет, чтобы начать что-либо значить самостоятельно, или попасть в нужную струю. При Политковском я был обречен быть номером два. У меня даже кличка была "татарский режиссер".
Тогда я решил снять свой первый игровой фильм "Бахеткей" вместе с моим другом-оператором Пашей Трубниковым. Сначала мы написали заявку, потом месяц писали сценарий. ВГИК нам дал на реализацию проекта по 27 тысяч рублей - это почти ничего для игровой картины на кинопленке. Нам этих денег хватило только на то, чтобы вывести съемочную аппаратуру в Пермскую область. Три тонны аппаратуры мы вывезли вдвоем на поезде.
Мне очень помогало то, что я работал в "Территории". Там мы снимали фильмы о городах России, и у меня была задумка снять фильм о Казани. Поэтому, как режиссер передач московского телеканала, я имел возможность напрямую общаться с Шаймиевым и Исхаковым. Я им прямо сказал, что снимаю национальное кино и мне надо помочь. Они мне действительно помогли. Десять тысяч долларов, чтобы доснять "Бахеткей", распорядился выделить мэр Казани. Я закончил съемки на "Мосфильме". После премьеры фильма в Казани картина сразу уехала на кинофестиваль в Стамбул, где получила приз. Но главное, что ее принял народ. Я хотел, чтобы на премьеру пришли коллеги отца из ИЯЛИ, актеры татарских театров. Но я совсем не ожидал, что придет так много молодежи. Потом мой фильм попал в США, в Хьюстон, на фестиваль "Всеобъемлющая культура мира", где получил Гран-при в номинации "Фильмы иностранных студентов". И я решил идти дальше.
Закончил работу над фильмом с рабочим названием "Утро привокзальной площади". Это полнометражная игровая картина. Я попытался сделать психологически углубленное, сильное кино, построенное на игре актеров, оператора и, конечно, режиссерской работе, чтобы этот фильм мог стать базой, началом серьезного национального кинематографа.
- Расскажите кратко о сюжете нового фильма.
- Главный герой - человек, попавший в серьезную жизненную передрягу. У него погибла жена в аварии, причем он сам был в это время за рулем. Да еще покалечил много людей на остановке. За все это он попал в тюрьму. Параллельно происходит такая сюжетная линия: маленького мальчика увозят за границу. Над ребенком, который не понимает, что с ним происходит, издеваются на вокзале. И герой - отсидевший человек, увидев эту ситуацию, на глазах у всех крадет этого ребенка. Постепенно у них начинают выстраиваться отношения. Такое родство одиноких душ. Но хеппи-энда в фильме не будет, они в конце расстанутся.
Надеюсь сделать такое кино, чтобы зритель молча вышел из зала и , чтобы у него сердце заговорило.
- Ваши фильмы глубоко национальны. Нет ли желания снять историческую картину?
- Нет. Пока я не готов снимать исторические фильмы. По-настоящему их делать очень сложно. Мы уже говорили о Мансурове: он, не оценив своих возможностей, взялся за эту ношу. И просто не потянул. Сейчас я хочу снимать современные фильмы о простых городских людях. |