07.09.11Кто купит последнюю квартиру Льва Толстого? Недорого... |
Насколько оправданы надежды властей на бизнес? Мнение экспертов:
Игорь Нестеренко – заместитель министра культуры РТ:
- Купит ли кто-то эти дома?.. Мы в комитет земельных и имущественных отношений представили все обременения, то есть, по сути, проект охранного обязательства, со всеми требованиями по обеспечению сохранности данных объектов. Очень важно, чтобы потенциальный инвестор заранее знал, какие обременения и ограничения ждут его на том или ином объекте. И обременения на самом деле серьезные.
Каких вложений потребуют эти объекты? Применительно к дому Фукса говорилось о 63 миллионах рублей, но, честно говоря, последний раз озвучивалась сумма гораздо большая – порядка 80 - 100 миллионов рублей. По остальным домам таких цифр пока нет – их можно получит, только проведя исследования.
По дому Фукса уже два раза покупателей не нашлось, на два других объекта – тоже. Заинтересуется ли кто-то этими домами на этот раз, сказать трудно. Каждый объект индивидуален. У дома Фукса, например, определенные проблемы - отсутствует земельный участок. По Дому Толстого, может быть, кто-то и найдется. Наверное, самый привлекательный - дом Маркова. Нет, он выставляется полностью, а этажи и подвал специально прописаны, чтобы было понятно, что конкретно предлагается... В июле я беседовал с руководством одной фирмы, которая хотела участвовать в аукционе по дому Фукса, но пока говорить о чем-то конкретном проблематично.
Александр Сергеев – генеральный директор управляющей компании «Александр Лтд»:
- Такие здания могут быть интересны предпринимателям. Главное – цена, по которой их продают. И восстановить их вполне реально. Но вот в чем проблема. Как правило, эти дома – малоэтажная застройка, площадей мало, и, соответственно, они малоэффективны с точки зрения коммерческого использования. Если землю под этими домами покупать по кадастровой цене, то это проект, не имеющий коммерческой выгоды, тем более что реставрация это колоссальные затраты. Памятник должен отдаваться, как любит говорить Минтимер Шарипович, «за рубль», но – с условием: в течение определенного срока восстановить его исторический облик. И, соответственно, землю под ним надо отводить по выкупной цене (раз в десять дешевле, чем кадастровая). Тогда, думаю, эти дома расхватают и восстановят быстро.
И ведь главное в данном случае – не деньги получить с этих объектов, а восстановить их. Городу не получится одновременно и восстановить памятник, и заработать на нем, как в поговорке, – и конфетку съесть и... Это несовместимо. Или то, или это.
Такой пример. У тебя есть раритетная старинная машина в «убитом» состоянии, она тебе не нужна и у тебя нет денег на ее ремонт, но хочется, чтобы автомобиль жил. Если хочешь, чтобы машину починили, отдай его любителю-автомеханику «за бесплатно». А иначе она сгниет… Да так и происходит. Люди такие машины за копейки берут и вкладывают в них десятки, сотни тысяч. А если я хочу продать «Победу» за 20 тысяч долларов, то кому она нужна? Так и будет гнилой стоять во дворе.
Как можно использовать выставляемые на продажу старинные дома? Тот же дом Фукса реально использовать под офис, под зубную клинику, даже под жилье «заточить». Но должно быть жесткое условие: в собственность покупателя здание должно переходить только после того, как он сделает реконструкцию.
Эмиль Гасымов – генеральный директор ЗАО «Татарстанская международная инвестиционная компания»:
- Насчет домов не знаю, но вот, например, такой объект, как гостиница «Казань» нас интересует. Нам было бы интересно рассмотреть варианты покупки именно этой гостиницы, конечно, с тем, чтобы и фасад сохранить, и построить внутри то, что мы хотим сами. Считаю, что это может быть выгодным. И, конечно, исторический облик нас интересует. Кстати, с точки зрения классической гостиницы расположение у «Казани» не очень выгодное, например, нет удобных транспортных подъездов (для постройки новой гостиницы был бы интересен район Ривьеры, с видом на воду). Но историческое значение этого здания сильно повышает его привлекательность – и для предпринимателя, и для потенциальных клиентов гостиницы. |