Мансуриада, или бег на месте | Альберт ШАКИРОВ
От великого до смешного - один шаг
Великий почин Эта история - почти ровесница суверенитета Татарстана. Тогда на волне эйфории, вызванной демократическими преобразованиями, было принято решение о создании национального кинематографа.
В 1993 году Кабмин РТ благословил создание двухсерийного художественного фильма "Теплые ветры Древних Булгар". Госкино Татарстана создавалось фактически под реализацию этого кинопроекта.
Только сейчас, задним числом, выясняется, что из нескольких рассматриваемых вариантов развития национального кинематографа был взят за основу самый утопический - создание исторического блокбастера, при работе над которым предполагалось сформировать и воспитать группу профессиональных кинематографистов, которые в дальнейшем смогут снимать самостоятельные фильмы. Основоположником "большого татарского кино" должен был стать Булат Мансуров.
Стоит признать, что на роль создателя национального кинематографа был выбран вполне достойный человек, с богатым опытом работы в художественном кино. Но здесь начинается самое непонятное.
Фильм, первоначально планировавшийся как двухсерийный, постепенно разрастался до трехсерийного, а потом и шестисерийной эпопеи, с многосерийным телевариантом, охватывающий добрую половину первого тысячелетия нашей эры - со времени Атиллы до принятия ислама булгарами. Сама плавающая формулировка рабочего названия грандиозного проекта никого не заставила задуматься над его иллюзорностью. И сценаристом "Теплых ветров" почему-то был выбран поэт Гарай Рахим, одинаково далекий как от кинематографических, так и от исторических проблем (в то же время в республике есть признанные мастера исторического жанра - Нурихан Фаттах, Мусагит Хабибуллин и Рабит Батулла, чьи произведения гораздо более выигрышны для киноэкранизаций).
"Создадим татарский Голливуд" - так утверждали местные чиновники от кинематографа, поверившие обещаниям Мансурова.
Первая съемочная группа фильма сформировалась в 1993 году, более восьми лет назад. Основу группы составили ученики Мансурова, которые закончили у него режиссерский курс. Под реализацию этого фильма в Москве был также создан Фонд развития киношкол имени Эйзенштейна.
Два года шла интенсивная подготовка: шили костюмы, изготавливался реквизит, подбирались актеры...
В декабре 1995 года разбитая по киношной традиции тарелка оповестила о начале съемок. Каждый из членов съемочной группы разобрал осколки с большим желанием соединить эти маленькие частички в день окончания съемок "великого фильма".
И вот уже отсняты сцены в павильонах студии, совершены киноэкспедиции в Подмосковье, Владимирщину, Татарстан. Также киногруппа выезжала на натурные съемки в Египет, Киргизию, Казахстан. Татарстан перевел на создание картины десятки миллионов рублей, отсняты многие километры пленки, а конечного результата - самого фильма - так и нет. Почему? Потому что хаотично снимали эпизоды сразу к шести разным фильмам, хронологически разделенных промежутком в семьсот лет.
Киноэпопея Вообще непонятно, почему первый татарский фильм обязательно должен быть высокобюджетным суперколоссом? Сторонники этой позиции в ответ почему-то ссылаются на то, что, мол, в Болгарии сняли свой исторический мегахит "Хан Аспарух". При этом как-то не акцентируется внимание на том, что этот фильм был снят достаточно развитым, даже по европейским меркам, болгарским кинематографом в 1981 году к 1300-летию создания первого болгарского государства. Да и то первоначально заинтересовавшихся фильмом американцев не устроила режиссура Людмила Стайкова, и они, купив картину, полностью ее перемонтировали и выпустили в международный прокат под новым названием "681 год - величие хана".
Несмотря на все грандиозные затраты на наших "Древних Булгар" (а только на московской студии им. Горького был выстроен "комплекс дворцов": двор римский, двор хазарский, дворы болгарские и владимирские, для участия же в съемках были привлечены ведущие российские актеры: Василий Лановой, Леонид Куравлев, Лидия Федосеева-Шукшина, Элина Быстрицкая и многие другие), целостного фильма из разрозненных фрагментов никак не получалось. Наступил 1998 год, а с ним и обвал рубля. Прозорливые чиновники устали ждать обещанной картины и закрыли фильм на пролонгацию. Целый год наиболее стойкие создатели фильма работали у Мансурова, не получая зарплаты. Но самому Мансурову пришлось не по нраву, что его ученики оказались столь стойкими и преданными идее фильма. И он стал постепенно избавляться от многознающих и сведущих свидетелей "киноэпопеи". И вот уже костяк работников картины составляют члены многочисленной семьи Мансурова: дети и племянники, соседи и друзья, бывшие строители и продавцы. Бюджет фильма и бухгалтерия упомянутого Фонда, возглавляемого Мансуровым, находятся в руках его жены - Елены. И формально над фильмом продолжается работа, хотя его уже покинули три съемочные группы. Фильм сейчас отдан на откуп дилетантам. |