23.06.11"Транспортная карта" завезла в тупик |
А всего пассажирских автотранспортных предприятий в Казани - почти два десятка... Так что можно предположить, что выручка ОАО "Транспортная карта", составившая, скажем, за 2009 год около 36 млн рублей, в этом году будет исчисляться уже сотнями миллионов.
Масштаб доходов ОАО "ТК" можно оценить и другим, более точным способом. Эксперты Программы развития ООН в своем докладе по итогам апрельской командировки в Казань указали объем перевозок общественным транспортом в татарстанской столице: 300 - 320 млн пассажиров в год. Если учесть, что, по сведениям Комитета по транспорту исполкома Казани, более 76 процентов этих пассажиров расплачиваются за свои поездки электронным безналом, и считать, что с каждой из этих поездок ОАО "ТК" имеет в среднем по рублику - за год набежит порядка 235 млн рублей.
При ничтожных, заметим, собственных затратах. Ведь оплата оборудования, посредством которого деньги, уплачиваемые пассажирами за свою перевозку, уходят от перевозчиков к полумуниципальному ОАО, возложена... на самих же перевозчиков.
Итак, сейчас реальная выручка перевозчиков с каждой поездки, оплаченной безналом (это, напомним, абсолютное большинство поездок) - от 14,9 до 15,2 рубля. Выходит, от повышения платы за проезд в декабре 2010-го, которое казанские власти объясняли необходимостью поднять рентабельность перевозчиков (а то, мол, не сегодня-завтра они все откинут колеса, и казанцы просто останутся без общественного транспорта), самим перевозчикам ничего не досталось!
Из этого комиссия УФАС по РТ сделала три вывода. Во-первых, что 16 рублей за поездку в автобусе - тот тариф, который позволял бы перевозчику и оказывать услуги, и получить необходимую прибыль... Но (и это во-вторых) разница между прежним (15 рублей) и новым тарифом безналичной оплаты (16 рублей) "остается у ОАО "Транспортная карта". Так что карточное ОАО - и есть тот "субъект экономической деятельности", ради поддержания которого казанцы стали больше платить за проезд. А в-третьих, про 18-рублевый тариф после этого остается сказать лишь то, что он взят с потолка... "Аналогичное экономически необоснованное повышение тарифа за наличный расчет" УФАС установило и в применении к электротранспорту.
Комиссия УФАС по РТ приняла принципиальное решение: признала Госкомитет РТ по тарифам и исполком Казани нарушителями закона "О защите конкуренции". В результате их действий, говорится в решении УФАС, для ОАО "Транспортная карта" были созданы возможности определять условия на казанском рынке общественного транспорта, а также был установлен "экономически необоснованный тариф на оплату разовой поездки за наличный расчет".
Нарушителям были выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Горисполком должен, во-первых, отменить дифференциацию тарифа: плата за проезд на общественном транспорте должна быть одинаковой вне зависимости от того, расплачивается ли пассажир по карте или наличными. А во-вторых, эта плата должна стать экономически обоснованной. Исходя из материалов этого дела таковой можно считать, например, для автобуса 16 рублей.
Полный текст решения УФАС по РТ был изготовлен 29 апреля. Правда, казанцам, обращения которых и подтолкнули борцов с монополизмом к этим новым открытиям на транспортном рынке Казани, удалось получить этот текст лишь на минувшей неделе. В ГК РТ по тарифам и в исполкоме Казани с устранением нарушений также не торопятся.
В УФАС по РТ рассказали, что срок исполнения предписания близится к концу. Для тарифного комитета он истечет 8 июля, для исполкома - 25 июля. Но еще до этого антимонопольщики намерены возбудить в отношении обоих этих органов дела об административном правонарушении (что грозит обоим штрафом). В Госкомитете РТ по тарифам нам сказали, что по предписанию УФАС "ведется работа вместе с мэрией", которую надеются закончить к концу недели. Какой выход из тупика "транспортной карты" придумают на этот раз - пока неизвестно.
"Вечерняя Казань" от 21.06.11 |