23.06.11"Транспортная карта" завезла в тупик | Марина ЮДКЕВИЧ
Приближается срок, когда система оплаты проезда общественным транспортом в Казани снова должна кардинально измениться. Цены за проезд для расплачивающихся наличными и электронным безналом, "разбежавшиеся" в конце прошлого года, должны снова сойтись в одной точке. В нижней или в верхней - скоро узнаем.
В декабре 2010 года при оплате наличными проезд автобусом подорожал с 15 до 18 рублей, трамваем - с 10 до 12, троллейбусом и метро - с 12 до 15 рублей. Зато, подчеркивала казанская власть, при использовании электронных проездных цена проезда остается прежней. Ну или почти прежней: для пользователей "Электронного кошелька" (а это самый распространенный в Казани вариант карты) тариф вырос на рубль. Ничтожная плата за модернизацию!
Изучить особенности транспортной модернизации по-казански взялось Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ (УФАС). После того, как туда обратились жители Казани, в том числе принадлежащие к группе "Общественные активисты", которые пожаловались на "необоснованное повышение платы за проезд и навязывание приобретения электронного проездного билета".
Судя по объяснению Госкомитета РТ по тарифам, разный тариф для пассажиров, оплачивающих поездку разными способами (наличными или электронными проездными), "обусловлен различным прогнозируемым объемом перевезенных пассажиров"... Довод удивительный: можно подумать, что пока пассажиры с "Электронным кошельком", платящие по 16 рублей за поездку, битком набиваются в один автобус, ради пассажиров, выкладывающих наличными по 18 рублей, приходится гонять полупустыми особые автобусы, сжигая дополнительное горючее и содержа дополнительный транспорт и водителей... А как иначе "объем пассажиров" разных ценовых категорий может обусловить разную себестоимость их провоза?
Кстати, данные о себестоимости, предоставленные исполкомом Казани Госкомитету РТ по тарифам в обоснование необходимости прошлогоднего повышения платы за проезд, - тоже неплохая шутка. "По предварительным расчетам", сообщал исполком, себестоимость поездки в автобусе - "более 20 рублей", в трамвае и троллейбусе - "более 30 рублей". При виде столь точного экономического обоснования любой критик-экономист умолкнет, причем навсегда...
Вероятно, именно это и произошло со специалистами ГК РТ по тарифам: они безропотно одобрили предложение исполкома Казани. Тарифы "с добавкой" начали действовать. А потом комиссия УФАС выяснила, кому досталась добавка.
Все компании-перевозчики были вынуждены заключить типовые договоры с ОАО "Транспортная карта" (ОАО "ТК" - структура, учрежденная исполкомом Казани и банком "Ак Барс" для обеспечения безналичной системы оплаты проезда общественным транспортом). На перевозчиков были возложены дополнительные затраты: приобретение оборудования, необходимого для работы системы (компьютеры, программы, лицензии, принтеры, модемы и т.д.). Они же платят ОАО "ТК" "вознаграждение за оказываемые услуги": с каждой электронной оплаты проезда автобусом - 5 процентов, с оплаты электротранспорта - 4 процента.
Для примера, индивидуальный предприниматель осуществляет перевозки по автобусному маршруту №35. Пассажир платит ему из "Электронного кошелька" 16 рублей, но из них 80 копеек идет ОАО "Транспортная карта" в качестве "вознаграждения за услуги", еще 30 копеек - средняя сумма арендных платежей за навязанное этому предпринимателю оборудование и его техобслуживание. Таким образом, пассажир заплатил за поездку 16 рублей, а тот, кто его вез, получил 14,9 рубля. У остальных перевозчиков Казани платежи в пользу ОАО "ТК" составляют от 75 копеек до 1,1 рубля.
Как заметное повышение наличной платы за проезд повлияло на количество покупателей "Электронного кошелька"? Оно подскочило на сотни процентов!
Например, в автобусах МУП "ПАТП №2" пассажиры за весь 2010 год расплатились электронными картами 2,3 млн раз. А всего лишь за первые два месяца 2011-го - уже около 2,1 млн раз. Таким образом, оценочно за 2011 год применение "Электронных кошельков" на маршрутах этого АТП вырастет в шесть раз. Если с каждого такого применения ОАО "Транспортная карта" имеет рубль, то его годовая выручка с одного лишь ПАТП №2 превысит 12 млн рублей. |