04.05.11«Нравится им это или нет, но цены придётся держать» | Елена ФАДЕЕВА
Чиновники аппарата президента и кабмина заявили, что бензиновый кризис в Татарстане допущен не будет. Как следует из их сообщений на брифинге в доме правительства, главный инструмент для этого – личное вмешательство в ситуацию президента РТ Рустама Минниханова плюс соглашение участников рынка о предельно допустимых ценах на бензин и дизельное топливо.
ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ ЗА ЧЕТЫРЕ ДНЯ
Сегодня на брифинге в кабмине чиновники рассказали о причинах бензинового коллапса, что произошёл в ряде регионов страны. Причины в общем-то известны и так: рост экспорта бензина, декларированная заявка правительства о переходе на продажу стандарта евро-3, дефицит на нефтяных биржах внутри страны.
Как известно, правительство РФ лихорадочно занялось поисками инструментов, дабы предотвратить распространение хаоса по всем регионам. И вот уже принят мораторий на вывоз бензинов в мае, повышена пошлина на 44% (сейчас она составляет $408 за тонну), пытаются взять на карандаш все независимые НПЗ.
Тем не менее, дыхание топливного кризиса почувствовалось и на татарстанских заправках. Как рассказал на брифинге помощник президента РТ Ринат Сабиров, на АЗС республики с 28 апреля по 2 мая выросли цены на все виды автомобильного топлива. Так, АИ-92 повысился на 70 копеек, Премиум-95 – на 90 копеек, летнее дизельное топливо подорожало в среднем на 50 копеек. Причём установлены они рекомендательным образом: путём соглашения участников рынка с рабочей группой по мониторингу оптовых и розничных цен, функционирующей при правительстве РТ.
– Нравится это им или нет, - философски заключил Сабиров, имея в виду, что компаниям придётся держать эти цены несмотря на их рекомендательный характер.
Таким образом, цены сегодня выглядят (или должны выглядеть) следующим образом: А -76 – 23 рубля, АИ-92 – 23,7 рубля, АИ-95 – 26 рублей, летнее дизтопливо – 24 рубля.
ДАЁШЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС!
По словам начальника ГУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ» Роберта Гилязиева, за четыре месяца текущего года Россия отправила на экспорт порядка 1,8 млн. тонн бензинов, за аналогичный период прошлого года – 1,2 млн. тонн. Кроме того, пояснил Гилязиев, на биржевых торгах возникла, в общем-то, ожидаемая ситуация – спрос превысил предложение.
В данном случае невольно возникает опасение: не окажутся ли заложниками ситуации игроки татарстанского розничного рынка нефтепродуктов?
Не окажутся, заверил Сабиров, и пояснил, что президентом РТ уже дано указание крупным предприятиям нефтепереработки в первую очередь отпускать бензин своим, внутренним потребителям, в том числе и независимым АЗС. Понятно, что крупные компании страдать от дефицита автобензина не будут, но в какое положение попадут десятки малых заправочных сетей?
В связи с этим корреспондент "БИЗНЕС Online" напомнил декабрьскую ситуацию с дизтопливом: тогда чиновники так же объясняли взлетевшие цены на дизель дефицитом на внутреннем рынке, которые возникли в связи с возросшими потребностями в топливе в Европе. Президент РТ и тогда, сурово отчитав подведомственных производителей топлива, дал команду в первую очередь обеспечить дизелем внутренних потребителей. Любопытно, что именно в момент острейшего дефицита ТАИФ-НК продала на торгах 300 тонн топлива, которое ушло за пределы республики. Не повторится ли подобное и в этот раз?
Сабиров признал, что такая ситуация была. Но рабочая группа ведёт мониторинг и производимой ТАИФом продукции, в том числе, где она реализуется. «Но президент же дал указание на совете директоров – обеспечить сто процентов внутренних потребителей. Мы надеемся, что наши руководители исполнят поручение президента», - заявил Сабиров.
После окончания брифинга корреспондент "БИЗНЕС Online" поинтересовался у г-на Гилязиева, насколько можно прогнозировать дальнейший рост цен и не пострадают ли от нерыночного, в общем-то, навязывания стоимости бензина в регионе независимые автозаправщики?
– Глава минэнерго России Шматко даёт прогноз роста цен где-то на пять процентов, но я надеюсь, до этого не дойдёт, – ответил Гилязиев. – Судя по тем мерам, что принимается правительством страны. А что касается частных автозаправщиков: если бы им было плохо заниматься реализацией, поверьте, они бы с этого рынка давно ушли…
"БИЗНЕС Online" от 3.05.11 |