03.02.11С «Казани» требуют дань | Любовь ШЕБАЛОВА
Росимущество предъявило претензии международному аэропорту «Казань» в сумме 26,8 млн руб. за пользование взлетно-посадочной полосой. С апреля 2008 года республика передала ее в федеральную собственность и должна платить за эксплуатацию, полагает обратившееся в суд ведомство. Аэропорт требования не признает, утверждая, что за время пользования вложил «в улучшение» полосы 123 млн руб. В итоге Росимущество взяло месячный тайм-аут «для согласования позиции». Эксперты выразили надежду, что стороны придут к мировому соглашению.
Территориальное управление Росимущества в Татарстане подало иск в арбитражный суд республики к ОАО «Международный аэропорт „Казань“» (МАК) с требованием взыскать с него 26,8 млн руб. неосновательного обогащения за пользование взлетно-посадочной полосой (ВПП), находящейся в федеральной собственности. В эту сумму входят 1,9 млн руб. процентов за просрочку оплаты.
Напомним, Татарстан за счет бюджетных средств в сумме более 700 млн руб., или $120 млн, к 2000 году построил в Казани ВПП длиной 3,7 км и включил ее в реестр республиканской собственности. Однако Воздушный кодекс РФ предусматривает безусловное закрепление ВПП международных аэропортов в федеральной собственности. В 2005 году правительство республики заявило о готовности передать ВПП в федеральную собственность, однако взамен рассчитывало получить инвестиции в реконструкцию МАК к празднованию тысячелетия Казани (отмечалось в августе 2005 года). Татарстан даже получил надежду на положительное решение, поскольку министр транспорта России Игорь Левитин во время визита в Казань в 2005 году сказал, что, построив ВПП за свой счет, республика по сути «выполнила обязательства федерального центра». О том, получил ли Татарстан компенсацию за ВПП, не сообщалось. В МАК вчера отказались говорить на эту тему. «Пока мы эту ситуацию комментировать не будем»,— заявили в аэропорту в ответ на просьбу „Ъ“ рассказать о споре вокруг ВПП.
В суде представитель Росимущества Александр Чиликов сообщил, что передача ВПП в федеральную собственность состоялась в 2008 году. Он отметил, что договор аренды между Росимуществом и МАК датирован 1 апреля 2008 года и рассчитан до 1 апреля 2013 года. Господин Чиликов уточнил, что «данный договор не был зарегистрирован в установленном порядке — соответственно, не является заключенным», однако, отмечает он, аэропорт все это время безвозмездно пользовался ВПП. Как полагают в Росимуществе, МАК должен рассчитаться за 29 месяцев — с 1 апреля 2008 года по 31 августа 2010 года (с сентября 2010 года ВПП была передана в ведение ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)»).
«Мы понесли расходы по содержанию данного имущества на 123 млн рублей и на этом основании считаем предъявленное требование необоснованным»,— заявил, в свою очередь, начальник юротдела МАК Олег Аббасов. По его словам, «пока имущество не было передано третьему лицу (ФГУП.—„Ъ“)», МАК «выполнял все функции по его содержанию». В частности, господин Аббасов сказал, что МАК проводил «текущий и капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы», тогда как этим должен был заниматься собственник. «Аэропорт имеет определенные качественные характеристики, которые нужно поддерживать. Без этого невозможна его техническая эксплуатация»,— отметил господин Аббасов. Представитель Росимущества сказал, что «в теруправление ни одного документа, подтверждающего улучшение, представлено не было». В то же время, по его словам, согласно техническим паспортам, имущество было передано (МАК.—„Ъ“) «в надлежащем состоянии для использования в аэродромной деятельности».
Хотя документы МАК суду не представил, истец заявил ходатайство об отложении дальнейшего рассмотрения дела в связи с необходимостью «согласовать позицию с центральным аппаратом Росимущества в Москве». Насколько она изменились, неясно — официальных сообщений стороны не делают. Между тем источник „Ъ“ в МАК сказал, что они «пытаются урегулировать спор», в связи с чем ожидается заключение мирового соглашения. Очередное заседание в арбитраже назначено на 3 марта.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что «теоретически мировое урегулирование вопроса возможно». Он полагает, что «МАК придется платить, если не будет найдено подтверждение, что аэропорт использовал собственные средства на содержание ВПП». «Если же затраты удастся подтвердить — может быть некий взаимозачет»,— добавляет господин Пантелеев.
Замдиректора казанской юркомпании «СтройКапиталКонсалтинг» Дмитрий Жуков также считает, что «урегулирование возможно»: «МАК — объект стратегический. И с одной стороны, есть вопрос экономической выгоды, а с другой — интересы республики в целом, поскольку аэропорт является международным». Господин Жуков говорит, что «по большому счету требования Росимущества обоснованы, так как федеральное имущество использовалось аэропортом без каких-либо правовых оснований. И тот факт, что аэропорт вкладывал собственные деньги,— не основание для того, чтобы не платить». Вместе с тем он полагает, что даже если будет принято судебное решение о взыскании с МАК неосновательного обогащения, оно не будет исполнено. «Росимущество подконтрольно российскому правительству. А оно вкладывает огромные средства в подготовку к Универсиаде большого перечня объектов в Казани. Одной рукой давать деньги, а другой забирать их — бессмысленно»,— говорит юрист, отмечая, что казанский аэропорт, который должен будет принять участников Универсиады, крайне нуждается в модернизации. При этом господин Пантелеев добавил, что МАК необходимо заключить новый договор аренды с ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», чтобы впредь он «решал вопросы, связанные с содержанием взлетно-посадочной полосы, самостоятельно».
"Коммерсант. Волга-Урал" №18 от 3.02.11 |