12.01.11Болгарам открыли воздушные ворота | Любовь ШЕБАЛОВА
Татарстан продвинулся в проекте привлечения иностранных инвестиций в развитие национального авиаперевозчика и его базового аэропорта. ФАС одобрила создание совместных предприятий с болгарскими инвесторами на базе авиакомпании «Татарстан» и международного аэропорта «Казань». Однако участники рынка сомневаются, что эти компании успеют привести аэропорт «Казань» и авиакомпанию в надлежащее состояние к Универсиаде 2013 года, поскольку проект застопорился на стадии одобрения ФАС на полтора года.
Как сообщил вчера гендиректор авиакомпании «Татарстан» Руслан Шакиров, ФАС в ноябре прошлого года одобрила создание совместных предприятий с болгарскими инвесторами — с «Химимпортом» и «Есканией Русия» на базе имущества ОАО «Международный аэропорт „Казань“» (МАК) и ОАО «Авиакомпания (АК) „Татарстан“». Создание СП — «дело ближайшего времени», считает господин Шакиров.
Власти Татарстана не могли получить разрешение антимонопольной службы на СП в течение последних полутора лет. В июле 2008 года (см. „Ъ“ от 19 сентября 2008 года) сообщалось о намерении учредить на паритетных началах татарстано-болгарское ОАО УК «Татарстан-Авиа». Предполагалось, что Татарстан оплатит свои 50% акциями госхолдинга «Татарстан-Авиа», который предварительно создаст путем слияния МАК и АК «Татарстан», а болгарская сторона — денежными средствами.
Минземимущества республики подало в ФАС ходатайство об одобрении этой сделки (см. „Ъ“ от 13 мая 2009 года), но получило отказ. Как рассказывал „Ъ“ гендиректор МАК Алексей Старостин, антимонопольная служба исходила из того, что «создание (данного СП.—„Ъ“) противоречило бы концепции развития гражданской авиации в России, которая разделяет аэропортовый бизнес с бизнесом авиакомпаний».
Тогда Татарстан пересмотрел схему: вместо одного СП было решено создать два на паритетных началах: ЗАО «Татавиа» с уставным капиталом 3 млрд руб., в которое республика планировала внести имущество МАК, а болгарская сторона — $50 млн; ЗАО «Татаэро» с уставным капиталом 1,36 млрд руб., в которое республика внесла бы имущество АК «Татарстан», а болгарская сторона — 680 млн руб. (см. „Ъ“ от 17 февраля 2010 года).
Ходатайство было подано в ФАС еще в конце марта прошлого года. Руслан Шакиров, тогда начальник отдела экономики, финансов и управления госимуществом Кабмина (назначен гендиректором АК «Татарстан» 23 декабря), сообщал СМИ, что Татарстан рассчитывал создать СП уже в мае 2010 года.
Однако ФАС задержалась с ответом. Гендиректор АК «Татарстан» связывает длительность рассмотрения ведомством ходатайства Минземимущества с тем, что «это все-таки стратегические предприятия, в которые должен войти иностранный капитал». По его словам, этот вопрос в том числе рассматривался на правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, которую возглавляет премьер-министр Владимир Путин,— «она также одобрила сделку».
Согласованная с ФАС схема предполагает несколько этапов. Первый уже пройден — 30 декабря Министерство земельных и имущественных отношений республики сообщило о том, что госпакеты акций МАК и АК «Татарстан» внесены в уставные капиталы вновь созданных акционерных обществ. В частности, 99,9% акций МАК (5,32 млн штук) стоимостью 1,506 млрд руб.— в ОАО «Татарстан-Авиа». В свою очередь, 99,9% акций АК «Татарстан» (48,01 млн штук), которые оцениваются в 680,13 млн руб.,— в ОАО «Татарстан-Аэро». Именно акции этих вновь образованных компаний республика внесет в качестве платы за свои 50% СП.
«Мы никогда не скрывали цели создания данных СП — сделать все возможное для того, чтобы к Универсиаде 2013 года в Казани создать достойные воздушные ворота республики, а авиакомпания „Татарстан“, которая имеет столь значимое имя, продолжала успешно развиваться, оставив все трудности позади. Изначально планировалось, что болгары инвестируют $50 млн в развитие аэропорта и $20 млн — в АК „Татарстан“. Но суммы будут корректироваться в сторону увеличения»,— сказал господин Шакиров. Согласно уточненному плану модернизации МАК, предложенному болгарскими инвесторами, к Универсиаде 2013 года за счет строительства двух новых терминалов пропускная способность МАК достигнет 3,2 млн пассажиров в год.
Участники рынка сомневаются, что республика успеет провести реконструкцию в намеченных параметрах. Председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким полагает, что «за два оставшихся года осуществить какие-либо серьезные преобразования в аэропорту Казани нереально». По мнению господина Хакима, «можно было сделать технологическим и сам аэропорт, и его аэровокзал. Однако много времени было потеряно зря». «Сейчас все будет делаться в большой спешке, без проведения тендеров и конкурсов. К большому сожалению, результат в таких обстоятельствах всегда предсказуем»,— прогнозирует он.
"Коммерсант. Волга-Урал" №2 от 12.01.11 |