22.12.10Этот поезд в огне... |
И с этим вопросом как бы ясно. Но очень туманно с другим: почему дети, поступающие в вузы, разучились думать? Неужто только ЕГЭ во всем виноват: не дает возможности преподавателям вузов находить среди абитуриентов потенциально талантливых детей? Или их теперь в школе учат не тому. Или не те.
Не секрет, что даже в лучшие годы очень средние российские школы приучали фантазеров-первоклашек к порядку. И в основном - к казарменному. Знакомый, работающий в американской школе, с восторгом рассказывал, что там семилеткам при решении математических задач разрешают чертить какие-то немыслимые "логические схемы", рисовать картинки и сочинять стишки, которые при наличии грамматических ошибок и детской непосредственности принимают самые забавные формы. Но таким образом дети, мол, и развивают самостоятельность мышления. Поэтому и ответы у них начинаются со слов "я знаю" или "я думаю". "А у нас в России, - как жаловался знакомый, - сколько будет дважды два четыре? А ты уверен? И сразу на попятную: а можно я подумаю? Культура думания не дается от рождения, как способность бегать-прыгать, ее развивать нужно".
Нужно - так будут. Только в загончике, который еще немножко сузился. Ведь теперь российский учитель работает, помня о судном дне ЕГЭ. Конечно, всякий учитель, если он Учитель, знает, что приятнее учить, раскрывая тему, чем натаскивать на нее ребенка. Но чтобы в школе появился Учитель, нужны условия: зарплата, статус. А пока их нет, в школе все больше остаются работать те, кто послабее. Таким легче натаскивать детей на ответы к ЕГЭ, чем учить по-настоящему. В результате опытные педагоги стали поднимать вопрос не только о профанации, но и о меньшей доступности качественного образования. Ведь теперь знаний больше у того ребенка, чьи родители сумели нанять лучшего репетитора. Кстати, по новому закону образование теперь относится к сфере услуг, и, по мнению уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, на плечи родителей постановлением минобраза в любой момент могут переложить оплату не только репетиторов, но и всего среднего образования в целом. Да и в болонскую систему высшего образования мы тоже выезжаем не по тем рельсам, по каким нам обещали, предупреждают некоторые эксперты. Например, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков утверждает, что бесплатной магистратуры в России не будет, и студенту придется выбирать: или оставаться бакалавром - эдаким дипломированным недоучкой - или заплатить. В Европе обучение в магистратуре стоит 3 - 5 тысяч евро в год. А ведь Россия стремится к европейским стандартам.
Во всей этой истории очевидный плюс только у государства: те, кто из-за бедности сойдет с поезда образования, смогут стать рабочими. А их в стране как раз и не хватает.
- С ЕГЭ - как с Америкой, - шутит Даишев. - Ее можно только открыть, а закрыть уже не удастся. Но, может, стоит придать ЕГЭ статус "входного билета" на основной, творческий экзамен? В этом году для поступления на физфак ввели еще один обязательный экзамен - по информатике. А это значит, что мы отсечем еще один пласт потенциально талантливых детей - из деревень и школ, где плохо преподают этот предмет. Как жаль. Ведь мы на физфаке привыкли, что студент и преподаватель общаются на равных: раз студент поступил, он держит бога за бороду, ему сам черт не брат. А профессор - у него просто было больше времени узнать о своей науке, чем у молодого коллеги. Что будет теперь?
Для некоторых аналитиков перспективы очевидны: поскольку молодым ученым недавно ввели доплату - эдакую пенсию по молодости, то они постепенно вытеснят старшее поколение, которому есть с чем сравнивать. Тревожиться о потере традиций больше будет некому. Тогда на попытки честных преподавателей физфака КГУ изменить что-то на ходу можно будет ответить строчкой из песни "Аквариума": "Этот поезд в огне...".
"Вечерняя Казань" №153 от 14.12.10 |