22.12.10Этот поезд в огне... | Айгуль ШАРАФИЕВА
205 лет назад была прочитана первая лекция по физике на физико-математическом отделении Казанского Императорского университета, а 50 лет назад был образован физфак КГУ. Нынче прославленному факультету присвоили уже статус института. Правда, высокое положение учебного заведения не столько обрадовало преподавателей, сколько заставило задуматься: ученых беспокоят резкое падение качества школьного образования и очень низкий уровень знаний абитуриентов.
20 лет, читая лекции на физфаке КГУ, доцент Ринат Даишев нет-нет да и заглядывал в свои записи - домашние заготовки. Но теперь, входя в аудиторию к первокурсникам, он даже не вынимает их из портфеля:
- В этом нет смысла, - говорит ученый. - Впервые в жизни я столкнулся с тем, что студенты меня не понимают. Необходимо специально готовить материал лекций, чтобы приспособить его к пониженному восприятию. Студенты судорожно записывают на лекциях, не поднимают головы, контакта у преподавателя с ними нет. Они с большим трудом усваивают то, что мы им преподаем, у студентов практически нулевые знания. А ведь до сегодняшнего дня физфак давал 60% всей научной продукции университета, а его выпускники всегда были в списках самых высокооплачиваемых специалистов. Ничто не дается даром - за всеми этими достижениями стоит большой и самоотверженный труд ученых и преподавателей факультета. Однако же поднимать современных студентов на такую высоту становится все труднее и труднее.
Нулевые знания фиксируются в журнале успеваемости коротким словом "неуд". "Неудов" накопилось так много, что на стене кафедры белым флагом вывешены листы с новым расписанием: теперь преподаватели сперва читают лекции, а потом кропотливо и старательно проводят дополнительные занятия для отстающих. В списках почти две трети студентов с первого курса, немногим меньше - со второго, третьего, четвертого и даже пятого.
- Может, вы думаете, что мы набрали каких-то неучей, - спрашивает Даишев, - нет, мы приняли лучших выпускников школ, тех, кто успешно сдал ЕГЭ.
А ведь благополучно погрузив страну в поезд образовательных реформ, новаторы объясняли, что ЕГЭ - это платформа равенства. С нее, дескать, любой ребенок без взяток может поступить в любой вуз страны. И не исключено, что в конце пути он окажется студентом магистратуры в Англии или Франции, потому что цель реформы - приобщиться к болонской системе образования. А она, как правила дорожного движения, одинаковая во всей Европе. Под лозунгом "В Европу - встройсь!" система образования России и тронулась. Реформаторы обещали, что в светлое завтра, но вузовские преподаватели опасаются, не в последний ли путь!
Знания студентов, поступивших на физфак по результатам ЕГЭ, для наглядности сейчас сравнивают с гайками.
- Приходят из школы дети с гайками, - объясняет Ринат Даишев, - и складывают их в ведро. Потому что собрать из этих гаек машину или хотя бы представить, как это будет, студенты не могут. Они не понимают предназначения всех этих "железок", не понимают взаимосвязей между ними. Назвать формулу - пожалуйста. А объяснить, как ее доказывать и что из нее вытекает - "А че, надо? ЕГЭ же не требует". Под угрозой расстрела меня, конечно, тоже можно заставить вызубрить, на какие клавиши нажимать, чтобы сыграть второй концерт Рахманинова. Но будет ли то, что я исполню, музыкой, а я - музыкантом? У нас появились огромные претензии к качеству школьного образования последних лет.
Физик - это профессиональный думальщик, считают на физфаке и после каждого ЕГЭ проводят проверку школьных знаний на свой лад. Заканчивается затея всегда весьма плачевно: высокие результаты ЕГЭ могут подтвердить только 10% поступивших. Остальные никогда не ответят на вопрос "Почему течет туман над рекой?".
- Дело в том, что ответ на него нельзя вспомнить из списка вызубренных, - говорит Даишев. - До него можно только додуматься. Самому. Туман течет, потому что река вместе с потоком воды несет и небольшой слой воздуха над нею, а значит, и туман. |