16.12.10"Киса" казанская | Анна АЛТЫНОВА
Казанские жилищники обещают казанцам преподнести на Новый год подарок - проект "Электронная квартира".
На презентации этого проекта мэр Казани Ильсур Метшин заметил: "Нонсенс. В XXI веке невозможно дозвониться до конкретной обслуживающей организации, дождаться слесаря, власти не могут проконтролировать конкретное ЖЭУ в конкретном дворе, микрорайоне, хотя информационные технологии это уже позволяют... Я поставил задачу, чтобы мы уже в самом ближайшем будущем смогли работать в этой системе. Я уверен, это серьезно улучшит качество обслуживания в системе ЖКХ столицы...".
Итак, вызывать слесаря или другого специалиста казанцы скоро будут не только по телефону, но и через Интернет, и смогут не только словами описать проблему, но и фото выложить. В режиме, доступном для всеобщего просмотра. Если претензию сочтут обоснованной, на нее отреагируют и в Интернете же выложат, например, акт о выполнении работ. Занавес, аплодисменты...
Но откуда у мэра уверенность, что система будет работать лучше сегодняшней, при которой заявки принимаются письменно и по телефону? На презентации прозвучала ссылка на опыт Приволжского района, где в экспериментальном режиме работает сайт Daisignal.ru - "Почини свою улицу". К понедельнику на него поступило 139 претензий, причем не только из Приволжского района, а со всего города: казанцы, похоже, восприняли сайт как последнюю надежду. Только вот в выполненных числилось тринадцать заявок, и все - из Приволжского района.
Сайт разработало и поддерживает ООО "Расчетный центр". Замдиректора фирмы Григорий Пугаев уверяет, что на заявки из Приволжского района исполнители реагируют уже через полчаса после поступления, а из остальных районов - через день-два. Но разве это срок, когда труба или крыша течет годами? Правда, заявка, на которую управляющая компания "отреагировала" сообщением, что денег на ремонт нет, тоже считается "отработанной". Но, как говорит Пугаев, если жильцы ее не снимут, она будет висеть на сайте...
Выполнение выполнению рознь. Вот, например, заявка от жильцов дома №31 по улице Мавлютова по поводу того, что во дворе у них не асфальт, а яма на яме. И фото, доказывающее, что ЖЭУ "Экодом" сделало все что могло: на нем запечатлены те же ямы, только засыпанные битым кирпичом. Или вот претензия жителей дома №38 с улицы Гарифьянова: в квартирах в морозы температура не превышает 15 градусов - когда на улице потеплело до нуля, представители ООО "Саф 2" побывали в доме и составили акт о том, что в квартирах плюс 22...
Жильцам, дома которых обслуживает ООО "Идель-Сервис", и вовсе, похоже, повезло: оперативно реагирует фирма на заявки любой сложности! Пожаловались граждане из дома №44 с улицы Сафиуллина на отсутствие освещения, ремонта, отсутствие уборки в подъездах, невывезенный мусор, неотремонтированный асфальт во дворе и круглосуточный киоск, который, по данным жильцов, незаконно подключен к электросети их дома, - и на сайте появилось сообщение, что заявка выполнена. Правда, к нему не прилагается ни актов, ни фотографий, ни прочей бюрократической чепухи.
В общем, пока не похоже, чтобы интернет-проект мог стать панацеей от жилищно-коммунальных бед. Но создатели сайта на это и не претендуют. "Главное тут - оперативность, мы можем быстро связывать людей с обслуживающими организациями, - говорит Пугаев. - Не надо обивать пороги, и человек общается с ответственными за выполнение заявки специалистами не один на один, на его заявку обязаны реагировать". А чиновники на презентации проекта дали понять, что на качество работы управляющих и обслуживающих фирм еще и гласность обязательно повлияет. Опять же, и сами чиновники, заглянув в Интернет, смогут быстро оценить ситуацию и вызвать на ковер тех, кто плохо реагирует на жалобы граждан.
Хотя что такое гласность? К примеру, на сайте Казгорисполкома с 2009 года регулярно вывешивается "антирейтинг" управляющих компаний и ТСЖ. Гласность есть, а толку нет: в антирейтинге то одна, то другая печально известная компания лидирует, но ни одна из них не лишилась главного - права управлять домами и доходов от этого.
Главный герой фильма "Хоттабыч" общался в Интернете с замечательной девушкой под ником "Киса", которая всегда была готова к диалогу на любые темы. А потом выяснилось, что "Киса" - девушка сугубо виртуальная, это программа. Так что как "Кису" невозможно заключить в объятия, так и порядок в виртуальной квартире не гарантирует порядка в реальных.
Яснее же всего польза от ухода жилищно-коммунальных проблем в виртуал просматривается пока для разработчиков проекта. Как сообщил Григорий Пугаев, в "электронную улицу" и "электронную квартиру" заложена коммерческая составляющая: "Сейчас проект работает как социальная сеть, но со временем накопится база данных организаций и проблем. Мы сможем готовить и продавать аналитические блоки для коммерческих организаций, например, для риелторов, клининговых компаний, сможем за плату выставлять на интернет-ресурсе их коммерческие предложения". И то хорошо, ведь разработчики уверяют, что пока сайт работает исключительно на их трудовом энтузиазме, без вливаний бюджетных средств.
"Вечерняя Казань" №154 от 15.12.10 |