03.12.10Недоступная среда | Елена ШИРОКОВА
Татарстан вошел в число трех регионов страны, где за четыре года должны реализовать федеральную программу "Доступная среда". Об этом было заявлено на деловом понедельнике в мэрии. Так что Казань может стать не просто спортивной и культурной столицей, а еще и комфортным городом для проживания инвалидов.
Ильсур Метшин сообщил, что в новостройках и в домах, где проводится капитальный ремонт, а также на строящихся объектах Универсиады начнут создавать доступную среду. Если сейчас человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата войти в любое помещение самостоятельно - настоящая проблема, то в ближайшие четыре года все барьеры устранят. Управлению социальной защиты и главам районов велено представить план работы и составить список объектов социальной инфраструктуры, культуры, спорта и развлекательных учреждений, не соответствующих требованиям доступности.
И все бы оно вроде ничего, и можно радоваться, что Казань вскоре станет городом без барьеров. Да только удивляет то, что будут готовить список, хотя и без него ясно, что инвалид-колясочник сегодня практически никуда попасть не может.
- Лично я знаю в Казани только два учреждения, куда беспрепятственно может попасть инвалид. Это Федеральная налоговая служба и Татэнерго, - говорит председатель общественной организации инвалидов Казани "Вера" Валерий Соломко. - Правда, они туда и не ходят. А в какой театр, в какой ресторан, в какую аптеку инвалид сможет на коляске заехать? Да ни в какую! Сейчас, правда, стали строить пандусы, но чаще для галочки. Заехать на них может решиться разве что самоубийца.
...Недавно инвалидам официально позволили летать без сопровождающих лиц почти во всех направлениях. Хоть на этом теперь можно сэкономить. А ведь еще каких-то несколько месяцев назад авиаперевозчики смело отказывали в доступе на борт каждому пассажиру, кто не мог самостоятельно передвигаться. И даже тем, кто мог. Достаточно вспомнить нашумевшую историю столичного правозащитника Ильи Обиуха, которого не пустили на рейс Москва - Казань из-за того, что тот, инвалид первой группы по зрению, собирался лететь из столицы Татарстана без сопровождающего.
Тогда авиакомпания "Сибирь" все свалила на фирму, которая продала Обиуху билет и не предупредила перевозчика, что в этот день полетит "необычный" пассажир. Но и сейчас в авиакассе "S7" объяснили, что купить-то билет можно, но нужно еще ждать подтверждения, готова ли авиакомпания перевезти такого пассажира. Отказ бывает редко, сообщили на том конце провода, но все же бывает. Например, если в этот день будет лететь "еще один такой же пассажир", то перелет, скорее всего, придется отложить. Одного инвалида до трапа доставят, двух - уже проблематично.
Кроме того, нередко инвалидам предлагают подписать документ, в котором те обязуются не подавать в суд на авиакомпанию, если на борту ему не будет оказана медицинская помощь. Но и этого авиакомпаниям оказалось мало. В документе инвалиду еще раз напоминают, что на борту самолета ему не может быть оказана помощь в приеме пищи, посещении туалета и даже перемещении из коляски в кресло и обратно.
И ведь никак не придерешься к авиакомпаниям. Воздушный кодекс РФ сегодня дает право перевозчикам отказать инвалиду в перелете, ссылаясь на отсутствие особых условий. И эта лазейка в законодательстве позволяет им в дальнейшем эти условия не создавать. Зачем усложнять себе жизнь?
- Вся беда в том, что инвалид у нас абсолютно бесправен, - говорит Валерий Соломко. - На работу его не берут, и с этим тоже ничего не поделаешь. В США если по конкурсу на одну и ту же вакансию претендуют колясочник и здоровый человек, то первый в случае отказа смело подает в суд, мол, дискриминация. А у нас что? Да все инвалиды дома сидят. Вы часто видите, как они по улице едут на своих колясках?..
Вот и получается, что про инвалидов у нас вспоминают только перед масштабными, международного уровня мероприятиями да в преддверии Международного дня инвалидов.
"Вечерняя Казань" №147 от 1.12.10 |