03.12.10В Казани начались испытания вертолета, раздражающего госдеп США |
Но весной Pratt&Whitney Canada все же предоставила России двигатель. Предполагалось, что двигательная проблема будет обсуждаться в ходе июньского визита президента РФ Дмитрия Медведева в Вашингтон. В результате, как сообщила вчера пресс-служба КВЗ, второй прототип оборудован двигателями Pratt&Whitney Canada. Но насколько прочно это сотрудничество, на КВЗ сообщить затруднились. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Вертолетов России, «мы пока не готовы комментировать наши дальнейшие отношения с канадскими партнерами, но, заверяю вас, что наличие этих двигателей на втором опытном прототипе уже о многом говорит. Однако мы всегда говорили, что программа Ми-38 создается под два двигателя – канадский и российский».
Надежду на канадские двигатели можно понять – Вертолеты России обязались пустить Ми-38 в серию в 2013 году. А как заявил 1 декабря на конференции «Авиадвигатели XXI века» заместитель генерального директора - генеральный конструктор объединенной двигателестроительной корпорации Александр Ивах, разработка ТВ7-117В только завершается, а первая его демонстрация состоится в 2011 году на третьем прототипе Ми-38. Далее последует длительная доводка. Между тем, в Вертолетах России затрудняются сказать, какой двигатель будет установлен на третьей машине (она находится в сборочном цехе КВЗ).
ГОРАЗДО ДЕШЕВЛЕ КОНКУРЕНТОВ
Что касается обеспокоенности США двойным назначением Ми-38, то еще в 2004 году не скрывалось: основной заказчик машины – министерство обороны России. До войны с Грузией американцев это особо не беспокоило, да, может быть, и сейчас причины недовольства другие.
Нынешнему вертолетостроению характерно такое удорожание разработки новых моделей, что единственный вариант развития - международная кооперация. По этому пути идут даже такие мастодонты отрасли, как Bell и Sikorsky. Год назад на вопрос автора этой статьи, действительно ли Россия в одиночку не потянет программу Ми-38, гендиректор КВЗ ответил: «Все, наверное, можно потянуть. Но сколько это займет времени? Как и видно на примере Ми-38. Конечно, заводу или фирме поднять в одиночку этот груз невозможно, но такому государству, как Россия, - вполне. Все зависит от объемов финансирования… Поставлена задача в 2013 году запустить Ми-38 в серию. Если с двигателем все будет нормально, так и произойдет».
США выгодно держать Ми-38 в подвешенном состоянии. Роль американских производителей на мировом вертолетном рынке существенно изменилась. Bell держится за счет военных программ. Sikorsky проиграла англо-итальянской Agusta Westland даже конкурс на поставку бортов для президента США. А Ми-38 можно назвать ближайшим конкурентом по классу ходовому американскому Sikorsky S-92.
Но прямой конкурент у Ми-38 в классе вертолетов взлетной массой свыше 12 тонн один - итало-британский ЕН101. При этом Ми-38, по оценке экспертов, обладает более высокими характеристиками. Примечательно, что над вертолетом большой грузоподъемности (предполагают, что она будет существенно увеличена и у Ми-38) работает и наш старый знакомый - Eurocopter, сегодня – лидер мирового вертолетостроения. Интересно, что именно этот класс вертолетов, наверное, единственное недостающее звено в «линейке» Eurocopter. При этом неоднократно заявлялось, что Ми-38 будет «гораздо дешевле» зарубежных конкурентов – 12-16 миллионов долларов вместо 24-26 миллионов. Насколько это реально, будем надеяться, покажет 2013 год.
"БИЗНЕС Online" от 3.12.10 |