03.12.10В Казани начались испытания вертолета, раздражающего госдеп США | Тимур ЛАТЫПОВ
На ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) вчера начались испытания второго опытного прототипа вертолёта Ми-38. Проект этот в полной мере можно назвать затяжным – Ми-38 начал проектироваться в 1988 году и должен был пойти в серию в 1999-м - не самые лучшие годы для каких-либо начинаний.
В новейшей истории неожиданно серьезно ударила по проекту российско-грузинская война, да так, что, по некоторым данным, холдинг «Вертолеты России» до сих пор вынужден доказывать американцам гражданскую направленность программы Ми-38.
ВИНТОКРЫЛЫЙ ДОЛГОСТРОЙ
Нынешние испытания проходят успешно. Машина доработана с учетом результатов испытаний первого прототипа. Понятно, что это не вина завода, но все равно странно осознавать, что первый полет Ми-38 состоялся почти ровно семь лет назад. А вообще работы по Ми-38 начались на Московском вертолетном заводе им. Миля (МВЗ) в 1988 году, к изготовлению опытного образца на КВЗ приступили в 1993-м, первый полет был намечен на 1995 год, серийное производство предполагалось начать в 1998-м.
В 1994 году для продвижения программы создали ЗАО «Евромиль». МВЗ отвечал в нем за проектирование, наземные и летные испытания, КВЗ - за постройку прототипов, серийное производство, продажу и сопровождение вертолетов в СНГ, Eurocopter (образована в 1992 году в результате объединения вертолетных подразделений французской Aerospatiale Matra и германской DaimlerChrysler Aerospace) - за пилотажно-навигационное оборудование, международную сертификацию, продажу и обслуживание в дальнем зарубежье. Но первый полет Ми-38 состоялся лишь 22 декабря 2003 года, в том же месяце Eurocopter вышла из состава учредителей Евромиля. Официально названная причина - требование закона о госрегулировании развития авиации, ограничивающее присутствие иностранного капитала в авиастроительных обществах до 25% от уставного капитала.
ГОСДЕП БЕСПОКОИТСЯ
Изначально на вертолет планировалось устанавливать двигатели российского производства, но поскольку движки – самая больная тема отечественного вертолетостроения, чтобы не затягивать проект, пришлось искать поставщика за рубежом. В 1999 году им стала Pratt&Whitney Canada. С ее двигателем (заметьте - первоначально предоставленным на безвозмездной основе) и взлетел первый прототип.
Соглашение, по которому Pratt&Whitney должна была поставлять в Россию двигатели в виде комплектующих, было подписано американской фирмой и ОАО «Вертолеты России» в мае 2008 года (планировалось приобрести до 500 двигателей, стоимость одного - $1,2 млн.). Сертификация движка в России предполагалась в 2011 году, а начало серийного производства Ми-38 - в первом квартале 2012-го. Однако после российско-грузинской войны заокеанская сторона, сославшись на организационные изменения, пошла на попятную. В мае 2009-го появились сообщения, что канадцы выходят из проекта.
Как заявлял в федеральных СМИ генеральный директор Вертолетов России Андрей Шибитов, в результате американских действий выход Ми-38 на мировой рынок задержался на полтора года, а холдинг упустил заказы на поставки приблизительно 70 вертолетов. В мае этого года было заявлено, что проект сотрудничества с Pratt&Whitney Canada находится в стадии рассмотрения госдепом США, которого очень беспокоит, что двигатели будут использоваться на военно-транспортных машинах, и которому российская сторона в очередной раз подтвердила гражданскую направленность программы Ми-38.
ПРЕЗИДЕНТЫ ОБСУЖДАЛИ МИ-38?
Надежды на положительное заключение госдепа есть: «Со стороны Pratt&Whitney Canada мы находим полную поддержку и понимание», - констатировал Шибитов. По словам гендиректора, пакет протоколов о намерениях, подписанных на вертолет, - 75 машин. Также Шибитов говорил, что над созданием двигателя для Ми-38 работает петербургское ОАО «Климов», и к концу 2010 года ее экспериментальные двигатели ТВ7-117В установят на второй опытный Ми-38. Гендиректор КВЗ Вадим Лигай год назад также говорил о возвращении к идее установки на Ми-38 российских двигателей - чтобы не находиться в подвешенном состоянии зависимости от западных коллег. |