03.11.10У авиакомпании "Татарстан" нет выбора на нашем рынке | Валентина ПАХОМОВА
Еще на двенадцать "Боингов-737" станет больше в авиакомпании "Татарстан", которая в последние годы занимается обновлением парка воздушных судов. Столько американских лайнеров планируется приобрести, как стало известно на прошедшей коллегии Минтранса РТ, в рамках реализации целевой программы "Развитие транспортного комплекса РТ на 2011 - 2015 годы".
Бизнес-план развития авиакомпании в части оснащения авиапарка самолетами зарубежного производства реализуется уже не первый год при поддержке болгарского инвестора "Химимпорт", и одобрен он правительством республики. Если три года назад казанские пилоты даже не знали, как летать на "иномарках", то сейчас у авиакомпании в эксплуатации пять "Боингов-737" и столько же отечественных лайнеров. Но уже в ближайшее время перевес будет и вовсе в пользу зарубежных самолетов. Об этом сообщил генеральный директор авиакомпании "Татарстан" Валерий Портнов:
- Скоро авиапарк должны пополнить два среднемагистральных аэробуса, в салонах которых могут разместиться по пятьдесят пассажиров. Аэробусы несколько подержанные - 2004 года выпуска, и приобретаются они, как и имеющиеся у нас "Боинги", в лизинг. У нас "Як-42" 1982 года выпуска. "Боинги" мы планируем использовать на чартерных перевозках. Ну а значительное пополнение парка ожидается к Универсиаде: согласно стратегии развития нашей компании к 2013 году должно быть не менее десяти "Боингов".
Но развиваться авиакомпания будет не за счет приобретения в собственность американских лайнеров, а за счет их аренды. Кстати, казанские пилоты сейчас летают на "Боингах", находившихся в эксплуатации по 15 - 16 лет. Однако в Минтрансе РТ уверяют, что они могут эксплуатироваться по 30 - 40 лет и более, то есть столько, сколько позволит их техническое состояние. Почему же авиакомпания не пополняет парк новыми татарстанскими "тушками" и самолетами других российских производителей, а приобретает старые "Боинги"?
- Лайнер "Ту-214" КАПО имени Горбунова хоть и хорош, но не подходит нам. Он ведь дальнемагистральный, а у нас более короткие маршруты, рассчитанные на пятичасовые-шестичасовые полеты, - говорит Валерий Портнов. - Правда, у КАПО есть среднемагистральный самолет - "Ту-334", но его не запустили в серийное производство. Что касается российского суперджета, о котором много говорят, то он еще проходит испытательные полеты, и нам неизвестно, когда начнется его производство. Так что выбора нет.
Но если бы и был выбор, то вряд ли авиакомпания решилась бы в ближайшее время на покупку новых российских самолетов, поскольку они стоят дороже подержанных "Боингов". По словам Портнова, первый квартал этого года оказался провальным - доходы были во втором и третьем кварталах, когда увеличился пассажиропоток. И удастся ли покрыть за счет этих доходов убытки, да еще рассчитаться с долгами, причиной которых стали платежи по лизингу, и сам гендиректор сказать пока не может.
Между тем из-за финансовых проблем затянулось создание на паритетных с соинвестором началах совместного предприятия - ОАО "Управляющая компания "Татарстан-Авиа", которое в правительстве республики собирались учредить еще в конце 2008 года. Акционерное общество "Химимпорт" должно было внести в уставный капитал "Татарстан-Авиа" 50 миллионов долларов, а правительство РТ - стопроцентный пакет акций ОАО "Международный аэропорт "Казань" и ОАО "Авиакомпания "Татарстан". Но стопроцентный пакет акций авиакомпании до сих пор находится в госсобственности, то есть у Министерства земельных и имущественных отношений РТ.
"Вечерняя Казань" №135-136 от 3.11.10 |